Найти в Дзене
Хронопортация

Это может показаться фантастикой, но ещё в 30-х годах советские учёные разработали проект летающей подводной лодки

Оглавление
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."
Павел Герман, "Марш авиаторов".

Сейчас модно ругать большевиков, но именно после их прихода к власти началось бурное развитие России. Пассионарность народа зашкаливала и казалось, что для нового, советского общества нет ничего невозможного. Например, в стране за 10 лет осуществили индустриализацию (у других государств на это ушло 30-40 лет). И в результате преобразований экономика СССР стала второй на планете.

Большевики не жалели денег на развитие науки. Они прекрасно понимали, что от нее зависит прорыв в будущее. Молодой Советский Союз являлся раем для ученых и конструкторов, которые брались за самые смелые проекты. И в основном весьма успешно. Именно их разработки позволили создать передовое вооружение и разгромить фашистскую Германию. У той же "Катюши" во время Второй мировой войны не было аналогов в мире.

Проект ЛПЛ Ушакова.

Порой ученые предлагали идеи абсолютно фантастические, которые поражают воображение и поныне. Например, проект летающей подводной лодки. И это при том, что плотность морской воды в 790 раз выше плотности воздуха. Создать ЛПЛ пытались в нескольких странах мира, в том числе в Германии и США. Но наибольших успехов в воплощении данной идеи достиг военный инженер Борис Ушаков.

Над проектом он начал работать в 1934 г, когда учился в Высшем морском инженерном институте в Ленинграде. Борис стремился усовершенствовать гидросамолет, дополнив его возможностями подлодки. Весной 1936 г. военная комиссия, куда входили профессор Гончаров и капитан 1-го ранга Сурина, сочла проект перспективным. Затем его передали к исполнению научно-исследовательскому отделу "В", где провели повторный расчет теоретических выкладок и нашли ошибки. Через год Ушаков их исправил и доработал конструкцию.

Конструкция ЛПЛ.

Планировалось, что летающая субмарина весом 15 тонн будет цельнометаллической. Её скорость в воздухе должна была достигать 185 км/ч при максимальной высоте полета 2,5 километра. Дальность полета – 800 км, экипаж – 3 человека. Под водой скорость чудо-машины могла достигать 5,5 км/ч, а глубина погружения – 45 метров. Запас хода небольшой – 10 км. Его бы обеспечил гребной мотор мощностью 10 л/с, однако под водой ЛПЛ могла находиться двое суток.

Упрощенный чертеж изобретения.
Упрощенный чертеж изобретения.

Главная сложность заключалась в том, что самолеты должны быть, как можно легче. Ведь при погружении под воду действует закон Архимеда:

"На тело, погружённое в жидкость действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объёме погруженной части тела".

То есть массу ЛПЛ под водой требовалось увеличить в 4 раза. Для этого экипажу требовалось перебраться в отсек управления субмариной, расположенный в центре фюзеляжа. В свою очередь кабина и другие отсеки заполнялись бы балластной водой через специальные клапаны. При этом двигатели, панель приборов в кабине, аккумулятор и электромотор нужно было герметично закрыть. По расчетам на все это уходила пара минут и еще 1,5 минуты на полное погружение под воду. Задача архисложная, но гениальный Ушаков её решил.

Существовали и другие трудности. Прежде всего проблема крыльев. Для подлодки идеальна сигарообразная конструкция, поэтому крылья должны были быть небольшими и прижатыми к корпусу. Но все равно они значительно снижали скорость под водой, поэтому требовался гораздо более мощный электромотор. Еще одна проблема – высокое давление воды на большой глубине. То есть корпус должен быть особо прочным, а значит тяжелым. Толщина дюралевых стенок составляла 6 мм.

Использование ЛПЛ.

Компьютерная модель прототипа, фото: almir-company.ru
Компьютерная модель прототипа, фото: almir-company.ru

Предусматривались два варианта:

1) Согласно первому, ЛПЛ просто обязана обнаружить корабль в открытом море, определить его курс, уйти за горизонт, погрузиться под воду у него на пути и атаковать судно торпедами. Наиболее эффективно использовать сразу три субмарины, так как они могли создать для судна непреодолимую преграду шириной 15 км;

2) Ночью, под покровом темноты лодка преодолевала в воздухе минные заграждения в районе базы противника, уходила под воду, подплывала вплотную и атаковала вражеский корабль. Идеи замечательные! Поэтому ЛПЛ решили оснастить парой торпед и двумя спаренными пулеметами.

Судьба проекта.

К сожалению, уникальное изобретение так и осталось нереализованным. Советским ученым не дали даже построить прототип. В 1938 г. научный комитет РККА провел новую проверку. Ошибок на этот раз не нашли, но сочли, что субмарина недостаточно подвижна под водой. Комиссия решила, что сама лодка не сможет создать очевидных угроз, так как корабль, завидев самолет, сменит свой курс. Работы по проекту свернули.

В кино пришельцы из космоса освоили подобные технологии много веков назад, кадр из фильма "Морской бой" (2012).
В кино пришельцы из космоса освоили подобные технологии много веков назад, кадр из фильма "Морской бой" (2012).

А он весьма любопытный, необычный и перспективный. Конечно, для того времени крайне сложный, да и для нынешнего труднореализуемый. Думаю, что у конструкторов получился бы далекий от идеала самолет и несовершенная подлодка. А вот наши потомки, без сомнений, уникальный проект смогут реализовать. Для этого им понадобится особо прочный сплав и сверхмощный универсальный двигатель. С теми возможностями, что фантасты с их буйной фантазией приписывают НЛО. Было бы желание.

Подписка и Ваш щедрый лайк помогают в развитии канала, мотивируя автора на лучшую работу. Всего доброго!