Найти тему
AMMIAC. МЕДИА

Что помогло четырем потерявшимся детям выжить в джунглях Амазонки, мнение антрополога

Обнаружение и спасение четырех маленьких детей из числа коренного населения через 40 дней после того, как самолет, на котором они летели, потерпел крушение в тропических лесах Колумбии, было названо в международной прессе "чудом в джунглях". Но антропологи не могут просто назвать это событие чудом. Это скорее выживание за счет знания леса и адаптивных навыков, передаваемых из поколения в поколение коренными жителями.

Во время поисков было взято интервью у одной из прабабушек детей, Ракель Андоке, старейшиной малоквер. Она неоднократно выражала непоколебимую уверенность в том, что дети будут найдены живыми, ссылаясь на самостоятельность, проницательность и физическую стойкость. Еще до поступления в начальную школу дети в этом районе сопровождают своих родителей и старших родственников в различных работах, таких как садоводство, рыбалка, навигация по рекам, охота, сбор меда и диких фруктов. Таким образом, дети приобретают практические навыки и знания, подобные тем, которые продемонстрировали Лесли, Солейни, Тьен и Кристин во время их 40-дневного испытания.

Дети коренных народов обычно с раннего возраста учатся прокладывать тропинки через густую растительность, отличать съедобные плоды от несъедобных. Они умеют находить питьевую воду, строить укрытия от дождя и ставить ловушки для животных. Они умеют определять следы и запахи животных и избегать хищников, таких как ягуары и змеи, скрывающихся в лесу.

Дети из Амазонии обычно не имеют доступа к таким коммерческим игрушкам и играм, с которыми растут дети в городах. Поэтому они становятся искусными лазальщиками по деревьям и участвуют в играх, в ходе которых они знакомятся с инструментами взрослых, сделанными из природных материалов, такими как весла или топоры. Это развивает их понимание физической активности и помогает им узнать, какие растения служат для определенных целей. Занятия, от которых большинство западных детей были бы ограждены - например, обработка, снятие шкуры и разделка диких животных - дают бесценные уроки зоологии и, возможно, способствуют развитию эмоциональной устойчивости.

Когда они сопровождают своих родителей и родственников в походы в джунгли, дети коренных народов учатся ориентироваться в густой растительности леса, ориентируясь по расположению солнца на небе. Поскольку крупные реки в большинстве районов Амазонки текут в направлении, противоположном солнцу, люди могут ориентироваться по ним. Следы ног и предметы, оставленные четырьмя детьми, показали их общее продвижение к реке Апапорис, где они, возможно, надеялись быть замеченными. Дети также могли узнать от своих родителей и старших о съедобных плодах и цветах, где их можно найти. А также о взаимосвязях между растениями, так что там, где растет определенное дерево, можно найти грибы или мелких животных, которых можно поймать и съесть.

Знания, заложенные в мифических историях, передаваемых из поколения в поколение - еще один бесценный ресурс для навигации по лесу. В этих историях животные изображаются как вполне разумные существа, занимающиеся озорством, обеспечивающие пропитание и даже спасающие друг другу жизнь. Эти сложные знания формировались на протяжении тысячелетий, в течение которых коренные народы не только приспосабливались к лесным территориям, но и активно формировали их. Это глубоко укоренившиеся знания, которым местные жители обучаются с раннего детства, так что они становятся для них второй натурой. Это стало частью культуры выращивания и сбора урожая, с которой знакомят младенцев и детей, а также знания о всевозможных источниках пищи и видах мяса диких животных.

Один из аспектов этой "чудесной" истории, которым восхищались зрители, заключается в том, как после смерти матери детей 13-летняя Лесли смогла позаботиться о своих младших братьях и сестрах, включая Кристин, которой на момент падения самолета было всего 11 месяцев. В семьях коренных народов старшие сестры с раннего возраста должны выступать в роли вторых матерей для своих младших родственников. Ирис Андоке Макуна, дальняя родственница семьи, сказала в интервью Conversation: "Некоторым некоренным жителям кажется, что это плохо, что мы берем наших детей работать в саду, и что мы позволяем девочкам носить своих братьев и заботиться о них. Но для нас это хорошо, наши дети независимы, вот почему Лесли могла заботиться о своих братьях все это время. Это закалило ее, и она знала, что нужно маленьким детям".

В течение 40 дней и ночей, пока четверо детей были потеряны, старейшины и шаманы проводили ритуалы, основанные на традиционных верованиях, которые подразумевают отношения человека с сущностями, известными как dueños. Считается, что эти сущности являются духами-защитниками растений и животных, обитающих в лесах. Детей знакомят с ними во время церемоний наречения имен, которые гарантируют, что эти духи признают и подтверждают их связь с территорией и их право на процветание на ней. Во время поисков пропавших детей старейшины вели диалоги и переговоры с этими сущностями в своих церемониальных домах (malocas) по всей Средней Какете и в других коренных общинах, которые считают место крушения частью своей исконной территории. Ракель объяснила: "Шаманы общаются со священными местами. Они предлагают духам коку и табак и говорят: "Возьмите это и верните мне внуков. Они мои, а не ваши. Эти практики имеют большое значение для моих друзей в Средней Какете, которые твердо приписывают выживание детей этим духам, а не технологическим средствам, используемым спасательными командами колумбийской армии". Возможно, обычным людям трудно принять такие идеи. Но эти убеждения могли бы привить детям веру и эмоциональную стойкость, необходимые для упорства в борьбе за выживание. И это же заставило коренных жителей, искавших их, не терять надежду. Дети знали, что их судьба не в том, чтобы умереть в лесу, и что их бабушки и дедушки, а также шаманы, будут двигать небо и землю, чтобы вернуть их домой живыми.