Чачжаевцы далеко не первыми решили создать свой собственный мир вдали от городов. Экопоселения стали появляться в СССР еще на рубеже девяностых годов прошлого века. Однако в последнее время их становится все больше и больше. Люди пытаются найти альтернативу жесткой реальности, которая окружает их в городах. Они хотят быть ближе к природе. Часто их мечты рассыпаются о трудности деревенской жизни. И все же на сегодняшний день в России продолжает искать свой путь около пятисот экопоселений.
– Ты, наверное, туда, на гору, в эту, как ее... Чачжаевку, что ли?
– Да-да, как раз туда, – отвечаю я, а сама мысленно проклинаю свой городской наряд, особенно пестрый рюкзак и шаровары. Сразу видно – не местная.
– Это тебе нужно по дороге прямо пройти, потом повернуть у ручья вверх. Там увидишь, наезжено… Что у них, опять сабантуй какой-то? Иностранцев понаехало! Передай, пусть за молоком приходят, я надоила уже.
Такими словами наставляла меня в путь тетя Люда из Кыркылы. Ближайшей от Чачжаевки алтайской деревни. Распрощавшись с ней, я шла по проселочной дороге и думала: тетя Люда живет здесь с рождения, она знает, как выжить без денег и электричества. Знает, как топить печь и доить корову, как запрячь коня и починить сани. В общем, все знает о деревенской жизни.
И тут на горе, в поросшем дикими травами ущелье селятся несколько странных семей, которые строят сферические дома, больше похожие на НЛО, чем на избы, копают на склонах несуразные грядки, пекут хлеб… И все это делают неумело: не так и не там. Не пьют, скотину не держат… Что об этом должна думать тетя Люда? Как ей и остальным кыркалинцам понять, чего ради эти люди притащились в их деревенскую глушь? И как, в конце концов, их понять нам, обычным горожанам, привыкшим умываться горячей водой, а не в ледяном ручье?
Чайная обитель
В Чачжаевку из деревни попасть нелегко. От проселочной дороги до поселения почти пять километров, половину из которых можно только проехать на внедорожнике, коне или пройти пешком. Вверх, вверх… По камням и ухабам. Поэтому желающих побывать в тех местах немного – деревенские мужики во время сенокоса да случайные охотники. Вот и тетя Люда уже несколько лет обещает прийти в гости, но так и не заходит.
Пока тепло, бывает, забредают туристы, а когда наступает зима, вокруг ни одной живой души – только волки. Но отсутствие светской жизни никого здесь не удручает. Ведь когда 6 мая 2011 года братья Никитины приобретали лог Сосновенький, они покупали не только землю в горах, не только красивый вид из окна. Они покупали себе другую жизнь.
– Мы с Леной давно хотели вырваться из города, еще в начале 2000-х об этом мечтали. Представляли тогда, что у нас будет свой домик в лесу, – вспоминает Андрей Никитин. – На какое-то время увлеклись книгами Владимира Мегре, общались с его последователями, «анастасиевцами»… Правда, быстро поняли, что это не совсем то, что ищем. Мы хотели жить с друзьями и единомышленниками, но так, чтобы нас объединял не какой-то общий культ, а просто отношение к миру.
Читайте интервью с семьей Никитиных, которые вместо шумного города выбрали жизнь на лоне природы, в статье Еленой Дубровиной из журнала "Неизвестная Сибирь" №15