Много мнений на счет - а стоит ли промывать дроссельный узел/дроссельную заслонку?
Большинство автолюбителей ответят "ДА!". Есть много людей, которые говорят " Не мешай машине работать, не лезь туда своими ручками!", но даже среди них большинство за то, чтобы чистить дроссельный узел.
А для чего это надо? Ну конечно же глупый вопрос- на заслонке образуются нагары/ налеты/ грязь. Откуда?! Мы же туда "не лезем своими ручками, льем отличное масло, заправляемся только 150ым бензином, фильтр меняем по инструкции через 30 000 км, свечи через 100 000, как написано в сервисной книжке, обслуживаем машину только у официалов!"
Но постепенно машина начинает хуже ехать, подъедать топливо, да еще и начали гулять обороты...
И те же официалы говорят- надо почистить дроссельный узел! И мы с ними согласны, потому что у них авторитет и не кривые ручки!
Откуда же берутся отложения в дроссельном узле? Больше всего их дает система вентиляции картерных газов. Не буду долго останавливаться на этом, тут профи практически все, кто смотрит Ютуб, скажу только одно-в большинстве автомобилей система картерных газов состоит из двух контуров, один работает на холостом ходу ( а холостой ход, я считаю, самый тяжелый для машины) и выходит через тарированный жиклер в ЗА дроссельное пространство, или как мы говорим, во впускной коллектор
Другой же контур начинает работать при нагрузке, когда дроссельная заслонка открывается
И масляные пары дают отложения на дроссельном узле, которые со временем становятся все больше и тверже.
И вот сразу же давайте зададим себе вопрос- а что же творится с теми парами, которые идут на холостом ходу, куда же они налипают?
Ну, во-первых, они забивают жиклер, через который они проходят и тогда эти масляные пары начинают идти по другому, мощностному, если можно так сказать, контуру и! упираются в дроссельную заслонку!
А дроссель то в этот момент закрыт или приоткрыт чуть чуть ( электронный дроссель), парам деваться некуда и они выпадают в осадок, накапливаются в виде масляных луж в гофре и иногда накапливаются в таком количестве, что добираются до ДМРВ, если он есть на автомобиле и воздушного фильтра! Знакомая картина? Кстати, этим пользуются многие авторемонтники, которые или не знают про эти особенности или из корыстных побуждений умалчивают! Они сразу же ставят вердикт-КАПИТАЛКА! А так как многие слепо доверяют работникам автосервиса, особенно если это крупный сервис, а ОСОБЕННО если это официалы! А нужно то всего только почистить жиклерчик.
Немного я, конечно, утрирую, этот жиклер может находиться в самом дросселе, в клапанной крышке, может висеть снаружи ( у Матизов так), то есть вариантов много!
Во-вторых, они оседают на всей поверхности впускного коллектора( вот это выражение- впускной коллектор меня коробит, это не правильно, коллектор это когда из нескольких труб соединяется в одну, на выпуске так, здесь же наоборот), а в нем находится много чего- и система изменяемой геометрии впускного трубопровода, и завихрительные заслонки, от работы которых напрямую зависит образование горючей смеси в двигателях с непосредственным впрыском!
В- третьих, это все оседает на впускных клапанах
Но я немного, вернее, много ушел в сторону от темы.
Итак, дроссельный узел чистить надо! Но как?
Большинство говорит что его надо обязательно снять
и чистить при помощи тряпочки
другие говорят что чистить надо при помощи кисточки, редко уточняя какого размера должна быть эта кисточка
Третьи чистят зубной щеткой
нет, не так
Но практически все сходятся на том, что нужно использовать какие либо жидкости
или аэрозоли
Некоторые предпочитают чистить дроссель не снимая с машины
используя очиститель дроссельной заслонки/карбюратора, некоторые это делают на заведенном двигателе, подгазовывая и не давая ему заглохнуть. А как же жиклер ВКГ, который работает на на холостом ходу, спросите вы? Да просто, налил туда очистителя, подождал, дал размякнуть и продул воздухом! Иногда, правда редко, приходится чистить тонюсенькой проволочкой...
Но существуют типы бензиновых двигателей, в которых дроссельный узел не нужен, вернее, нужен только для работы в аварийном режиме!
Это знаменитая система ValveTronic, которая часто встречается нам на некоторых двигателях BMW и на печально известном двигателе EP6
а также ValveMatic от Toyota
Стрелками я указал где находятся привода управления этой системы.
Обороты холостого, да любого хода на этих системах регулируются впускными КЛАПАНАМИ, вернее высотой их подъема. Надо больше оборотов- клапан больше открывается, меньше- ход клапана совсем небольшой
Как видим, разбег в подьеме ого-го как отличается!!!
А что же дроссель в это момент? Да он открылся на полную и " не мешает работать машине!". Если же система изменения высоты подъёма клапанов вдруг перестает работать, то тогда на себя функцию управления оборотами берет на себя дроссельный узел.
Почему я это пишу так подробно? Просто ко мне приезжала на диагностику Toyota RAV4 с двигателем 3ZR-FAE, где как раз система Valvematic, машина с приличным пробегом, но до того ухоженная своим единственным владельцем!...
Так вот жалобы в основном на неустойчивый холостой ход. В ходе диагностики я снял осциллограмму с помощью датчика давления и мотор тестера, выполнил скрипт, и после просмотра вкладки скрипта
гордо сказал владельцу: "Так она у Вас вообще вяленькая, особенно с низов стала!", на что получил подтверждение, да, мол, с низов надо вваливать, чтобы поехала, да и динамика похуже, да и топлива побольше надо...
Эту осциллограмму я подробнее разбираю в своем блоге Бусти https://boosty.to/diagnostika в разделе " Диагностика Датчиком Давления", кое что в этом блоге платно, потому как -учёба! Но люди смотрят, потому как некоторым хочется совершенствоваться в профессии диагноста!
На этой машине в одном сервисе мыли дроссель, снимали его или нет-владелец не знает, но по времени, затраченному на эту процедуру, скорее всего снимали.
Для чего? Для того чтобы чисто было? но что там творится на клапанах?
да вот такое может твориться! Соответственно, когда умная система начинает регулировать подъём клапанов, потоку воздуха ( в данном случае топливно- воздушной смеси) мешают эти нагары, опять таки, подача смеси в камеру сгорания ухудшается, в общем, можно сказать что вот эти нагары- это то же самое, что и нагары в дросселе, и их надо убирать!
Уже 10 лет я занимаюсь решение вот таких, и не только таких, проблем, стараюсь донести это до сервисов, но часто встречаю негативную реакцию со стороны сервисменов-зачем это , типа , нужно, это не востребовано, люди на это не пойдут!
Часто пытаются решить эту проблему чип тюнингом- чипанем и поедет! А нагары уберутся от чиповки? И почему это люди соглашаются на чиповку, а на очистку-нет?!
Но если владельцу авто профессионально объяснить, для чего это надо, то поймут. И много владельцев, которые обращаются ко мне с просьбой перепрошить машину, потому что "она хуже ехать стала", после обслуживания говорят- да она новая так не ехала!
А сервисмены... Да большинство из них такие же люди, как и все, смотрят как ремонтировать машину на Ютубе и не задумываются о том, как работает ДВС!
Это не про всех сказано, есть много классных спецов, но задайте вопрос- если за какие то несколько лет появилось такое множество СТО, то откуда на них появились КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ, ОБУЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ!?
Помню, как то на мой вопрос, заданный одному диагносту: " А почему двигатель называется четырехтактным?", он свысока глянул на меня и ответил:" Потому что там четыре цилиндра!".
Матиз- трехтактный тогда?
Не буду вас долго мучать, вопрос о том, надо ли мыть дроссельный узел или нет, надеюсь закрыт единогласным "НАДО!
Но если станет интересно про такое обслуживание впускной системы- пишите , постараюсь ответить на этот вопрос в других публикациях.
А сейчас всего хорошего вам, здоровья и благополучия! И заботьтесь о ваших машинах, они же как дети малые, им не только есть и пить надо, им ласка нужна, их любить надо! Ведь носим же мы наших детей к врачу, на прививки, лечение!
Так и машиной- не ждите когда ей станет совсем плохо!
Болезнь лучше предупредить, чем лечить-это для людей!
А для машин- профилактика лучше ремонта!