Найти в Дзене

105 лет назад. "Он был первым, павшим от пули убийцы"

В этот день, 20 июня 1918 года, в Петрограде террорист застрелил видного большевика Моисея Володарского. Стрелял, как считается, правый эсер Никита Сергеев. Это успешное покушение вселило надежду во всех противников большевиков, и правых, и левых. Казалось, власть так слаба и беспомощна, что дни её сочтены. Вот как писала об этом покушении легально выходившая в те дни газета «Анархия» в статье Виктора Орленка «Memento mori» («Помни о смерти»): «В воздухе, как после сильной жары, внезапно запахло грозой, ждут сильных громовых раскатов, после того, как человек в рабочей куртке выпустил из браунинга шесть пуль, направленных в представителя власти, Володарского... Вы не будете знать покоя ни днём, ни ночью; власть, которою вы опьянены, будет вам в тягость. Вы будете не уверены в том, что ложась спать — вы проснетесь, а уйдя гулять — вернетесь, к пище, питью и табаку вы будете относиться также с осторожностью. В каждом приближающемся к вам человеке вы будете видеть Каляевых. Каждый незнакомый человек будет вашим memento mori».

-2

Посмертная маска М. Володарского

-3

Фотооткрытка «Володарский в гробу». 1918

Иначе говоря, террористы считали большевиков тряпками, о которые каждый может безнаказанно вытирать ноги и убивать их столько, сколько пожелает. Между тем, после мятежа чехословаков, красная республика задыхалась в кольце фронтов, у неё не было границ, оставались одни фронты. Л. Троцкий писал о лете 1918 года: «Многого ли в те дни не хватало для того, чтобы опрокинуть революцию? Её территория сузилась до размеров старого московского княжества. У неё почти не было армии. Враги облегали её со всех сторон». Комиссаров, попавших в руки белых, не судили и не держали в плену, их обычно тут же убивали на месте. Рядовых красноармейцев тоже сплошь и рядом расстреливали, иногда тысячами, сами белогвардейцы рассказывали об этом в мемуарах, например, о своём «Ледяном походе». Остаётся только удивляться, как большевики сумели из этого отчаянного состояния выпутаться...

-4
-5

Почтовая открытка 1918 года

Анатолий Луначарский вспоминал о Володарском: «Он был беспощаден. В нём было что-то от Марата… Он был до глубины души убеждён, что если мы промедлим со стальными ударами на голову контрреволюционной гидры, она не только пожрёт нас, но вместе с нами и проснувшиеся в Октябре мировые надежды».

-6

Володарский в ссылке в Архангельской губернии

-7

Памятник Володарскому

-8

Лина Блезе-Манизер (1891—1924). В. Володарский. 1923

Анатолий Луначарский: «Володарский был первым, павшим от пули убийцы. Мы все поняли, что это дело эсеров, — так оно и оказалось: ведь это была самая решительная часть буржуазии.
Но не буржуазная рука сразила Володарского, преданного трибуна, рыцаря без страха на ордена пролетариата. Да, его сразила рабочая рука. Его убийца был маленький болезненный рабочий… Годами этот тихий человек со впалой грудью мечтал о том, чтобы послужить революции своего класса, послужить подвигом и, если понадобится, умереть мученической смертью. И вот пришли эсеры–интеллигенты, побывавшие на каторге, заслуженные, так сказать, с грудью, увешанной революционными орденами. Эти интеллигенты, в сущности, воспринимали революцию, как именно их дело, как дело продвижения к власти их группы, то есть авангарда мелкой буржуазии. Эти интеллигенты уже сели в мильерановские кресла, они уже столковались с буржуазией, они уже вкусили сладости быть первыми приказчиками капитала и раззолоченной розовой ширмой революционной фразы защищать капитал от ярости проснувшегося пролетариата. И вот во главе этого яростного народа становятся трибуны, которые ведут его вперёд, опрокидывают к черту эту розовую раззолоченную ширму, опрокидывают кресла этих высокоуважаемых Черновых и Церетели, железною рукою выметают интеллигентских героев, интеллигентскую надежду, вместе с наспех приспособившимися к новым порядкам капиталистами.
О, какая ненависть, какой преисполненный сентиментальности героический пафос пустозвонного фразерства горел в груди отвергнутых «новобрачных революции»! И эти–то интеллигенты, пользуясь доверием маленького рабочего со впалой грудью, говорят ему: «Ты хочешь совершить подвиг во имя твоего класса, ты готов на мученическую смерть? Пойди же и убей Володарского. Правда, мы тебе этого не приказываем. Мы выберем момент. Мы ещё подумаем. Но только в одном мы тебя уверяем — что это будет подлинный подвиг и за это стоит умереть!»

Советская газета 1922 года, периода суда над эсерами:

-9

В 2022-м. Декоммунизированное Никольское вновь стало Володарским. Историю так просто назад в дореволюционное прошлое не откатишь!

-10

Возвращение населённому пункту под Мариуполем советского названия