Найти тему

Монстр идет за тобой | Обзор игры Amnesia: The Bunker

1916 год, Первая мировая война в самом разгаре. Военнослужащий французской армии Анри Клеман однажды нес на себе раненого товарища, но попал под обстрел и потерял сознание, а очнулся с амнезией на больничной койке в бункере. Теперь ему предстоит разобраться в происходящем, выяснить, куда все подевались, а главное – попытаться выжить и выбраться.

Многолетний опыт наведения ужаса

-2

Студия Frictional Games, базирующаяся в шведском городе Мальмё, основана в 2007 году. Известна она по сериям Penumbra и Amnesia, а также по видеоигре SOMA. Проекты компании внесли большой вклад в развитие жанра survival horror, а некоторые механики из них были взяты на вооружение другими разработчиками. Amnesia: The Bunker, вышедшая 6 июня 2023 года, хоть и продолжает традиции серии, но отличается от предшественниц кое-какими нововведениями и воспринимается несколько иначе.

Иди куда хочешь и делай, что должен

-3

Сюжет довольно условный. После завязки и постановки цели, когда умирающий солдат говорит, что необходимо сделать – игрок предоставлен самому себе и волен заниматься выполнением основной задачи, как ему угодно. История того, что же здесь случилось, рассказывается через документы и записи в дневниках, которые встречаются часто, но их прочтение не занимает много времени, а дополняют текстовую информацию фотографии. Однако, когда узнаешь подробности сюжетной линии – приходит разочарование, настолько все банально, а местами "притянуто за уши". В Amnesia: The Bunker две концовки, хотя если совершить одно действие в финале, то произойдет событие, намекающее на связь Бункера с остальными частями серии. Считать ли это секретной концовкой – не знаю, но вместо показа титров после этого события происходит откат к последней контрольной точке.

Монстр идет за тобой

-4

Препятствует прогулке по опустевшим помещениям наличие свирепого монстра, называемого зверем, который будет преследовать протагониста на протяжении всей игры. Ощущение опасности и постоянного риска заставляет действовать аккуратно. Своим поведением монстр напоминает Чужого из Alien: Isolation. Приходит он в основном на шум, поэтому надо стараться вести себя тихо, не привлекая внимания, что выходит далеко не всегда, поскольку заряда того же фонаря хватает ненадолго, а процесс его зарядки шумный. Сначала зверь дает о себе знать грохотом и рычанием за стенами, потом становится смелее и начинает выбираться, а ближе к финалу окончательно перестает чего-либо опасаться и может объявиться, поймать и убить в любой момент. Его нельзя уничтожить, только затормозить, а то и заставить убежать. Также от преследователя удается сбежать, а иногда и спрятаться, например, под столом, но тут уж, как повезет – может пройти мимо, а может и заметить.

Обслуживание генератора

-5

Бункер выглядит так, как и положено наспех вырытому сооружению, полутемный, с минималистичной обстановкой, но исследовать его отсеки небезынтересно. Поиск канистр с топливом и заправка генератора станет еще одной проблемой, которую необходимо регулярно решать. Большую часть времени зверь избегает света ламп, поэтому приходится следить за тем, чтобы генератор, их питающий, был заправлен и исправно работал, а часы с секундомером показывают, насколько хватит заправки.

Крысы и ловушки

-6

Кроме монстра в бункере водятся огромные крысы, поедающие человеческие останки. Они обнаглели от безнаказанности, поэтому совершенно не боятся Анри и атакуют, если он к ним приблизится. Их получается отравить, пристрелить, сжечь, подорвать, отвлечь, бросив кусок мяса, или просто отпугнуть факелом. Последний способ дает лишь короткую передышку, зато почти бесшумный. Имеются и ловушки в виде "растяжек", оставленных военными. Их активация приводит к различным последствиям, в зависимости от типа установленной ловушки. С появлением болтореза удастся их обезвреживать, а до этого придется обходить, перепрыгивать и отбегать подальше после того, как заденешь.

Оружие

-7

Из огнестрельного оружия у Клемана револьвер, а позже появляется шанс заполучить дробовик. С патронами наблюдается дефицит, попадаются они редко и по одному, так что их нужно беречь и использовать в крайнем случае. Куда лучше дела обстоят с метательными снарядами, есть противопехотные и газовые гранаты, сигнальные шашки и топливные бомбы (аналог "коктейлей Молотова"). Они эффективны против тех же крыс, а заодно имеют и иные применения, к примеру, гранаты разрушают запертые деревянные двери, пули ломают навесные замки, а огонь топливных бомб сжигает трупы и крысы перестают ими интересоваться. Газовые баллоны или бочки с взрывоопасным содержимым тоже небесполезны и способны выручить в трудную минуту.

Лечение, инвентарь и крафт

-8

Для того чтобы узнать, сильно ли ранен Анри – достаточно посмотреть на его пальцы, чем больше на них крови – тем серьезней ранение. Залечивать раны нужно оперативно, чтобы зверь не нашел протагониста по следу крови. Для лечения используются бинты и аптечки, и если аптечки можно только найти, то бинты еще и самостоятельно изготавливаются из двух кусков ткани. Помимо них Анри умеет делать топливные бомбы и факелы, которые обязательно пригодятся. Крафт снаряжения вообще полезен для выживания. Ячеек в инвентаре мало, но их количество удается увеличить за счет найденных сумок. Есть и ящик для хранения временно неиспользуемых вещей, но место в нем тоже ограничено.

Головоломки и шифры

-9

Суть головоломок проста. Есть задачи, которые придется выполнять, чтобы приблизиться к заветной цели. Квестовые предметы расположены в разных помещениях бункера и так или иначе посетить доведется практически все из них. Сохраняется прогресс если дотронуться до специальной лампы. Мини-карты нет, ориентироваться предстоит по указателям, сверяясь с настенными картами отсеков или с общей в администрации, где кружком обводятся важные места. Немаловажную роль играют шифры, выбитые на обратной стороне жетонов бойцов, причем при каждом новом прохождении они меняются, как и расположение некоторых вещей. С их помощью открываются именные шкафчики, в которых лежат как ценные инструменты типа гаечного ключа или зажигалки, так и просто расходники и записки с фотографиями.

Техническое состояние

-10

Видеоигра создана на собственном движке студии – HPL Engine 3.5. Графика устаревшая, но благодаря освещению это не так уж бросается в глаза. Ограничение в 60 fps, по-моему, лишнее. Мелкие глюки и баги встречаются, но, думаю, их подправят патчами. Когда локации подгружаются – происходят подтормаживания, но кратковременные. Управление в стиле остальных игр Frictional Games: патроны вставляются поочередно, чтобы открыть дверь – нужно потянуть ручку на себя, чтобы что-то бросить – надо сначала захватить и удерживать предмет, чтобы повернуть вентиль – придется совершать мышью круговые движения и т.д. Звуковое сопровождение является неотъемлемой составляющей геймплея и отлично справляются со своей задачей, поддерживая тревожную атмосферу и предупреждая о приближении монстра. В отличие от той же Amnesia: Rebirth главный герой вновь молчалив, впрочем, говорить особо-то и не с кем, а еще он не впадает в панику при виде трупов или крови, но картинка все же искажается при появлении зверя. Вероятно, сказывается, что Анри солдат, который многое повидал на войне. К локализации претензий нет, текст переведен качественно, грубых ошибок я не заметил, а незначительные опечатки не в счет.

Итог:

-11

Amnesia: The Bunker – занятный, пусть и непродолжительный, survival horror от мастеров жанра, прохождение которого займет около пяти часов. При этом приключение не будет скучным, а возникающие проблемы могут решаться различными способами. Подобная вариативность делает игру привлекательней. Жаль, что сюжет подкачал, он откровенно слабый и непродуманный.

Видеоверсия: