Существуют критерии, по которым определяется аутизм.
Одним из них является отсутствие воображаемой игры.
Ребенку сложно «кормить» куклу.
«Тушить» огонь и гнаться за «разбойником».
Тим 7 лет
Эля 4 года
РАС
У аутиста все так, как есть. А изменения вызывают тревожность.
——-
Еще одна особенность. Нарушение понимания причинно-следственных связей.
Оба этих навыка невероятно важны в развитии ребенка.
На их основе развивается мышление и способность принимать решения.
Можно с уверенностью сказать, что они необходимы для успешного существования в социуме.
И то и другое можно и нужно тренировать у детей с особенностями развития.
——-
- Чтобы выстроить причинно-следственную связь, на занятиях мы используем картинки.
Например, девочка плачет, потому что… у нее упало мороженое
Девочка рада, потому что… ей подарили подарок.
Девочка промокла, потому что… на улице дождь.
Дальше можно развить диалог на тему зонтика, который девочка забыла взять.
Набор карточек мы постоянно пополняем. Что-то убираем. Добавляем новое.
- Еще одна игра «Расскажи историю».
Это замечательная игра, которая развивает речь, логическое и абстрактное мышление. Запускается мыслительный процесс.
Каждая история состоит из пяти карточек, которые ребенок должен выложить в хронологическом порядке.
В игре 10 рассказов, которыми Тим отлично овладел.
Чтобы расширить его возможности, мы рисуем картинки сами. Тут уж полет фантазий велик…
- Изучаем времена года. Что за чем следует и какими признаками характеризуется каждый сезон.
Тоже вполне себе причинно-следственные связи.
- Мы делаем много самодельных игр, которые работают над мыслительным процессом.
Сюда же можно добавить «Найди пару», «Соедени по цвету» (облако синее, трава зеленая…) И кучу других игр на развитие мышления.
- Следующая - выстраивание диалога.
Задаем ребенку вопросы, которые стимулируют развитие воображения. Например, что случится, если сломается автобус? Если запачкались брюки? Если не выключить утюг?..
- Для детей помладше можно играть в игру «Продолжи ряд»
Чтобы сломать шаблоны, мы с Элей используем каждый раз разные фишки и фигуры.
——-
И снова я не знаю, что сработало конкретно в нашем случае, но результат очевиден.
Мне нравится видеть, как Тим включает воображение 💭
Как он играет в доктора и пожарных.
Но еще больше нравится видеть, как он запускает мыслительный процесс, когда рассуждает в бытовых вопросах.
Как бежит за тряпкой, если пролил молоко.
Выкидывает без напоминания косточку от персика в мусорку.
Придвигает стул к аквариуму, чтобы покормить рыбу…
Достает из холодильника грушу и МОЕТ! ее…
И это вовсе не привычка. Срабатывает знание того, что на грязном фрукте микробы. Если их съесть, заболит живот.
Нравится наблюдать, как Тим стоит перед телевизором, загораживая просмотр мультика Эле.
Эля начинает кричать от возмущения. Но у нее это просто крик. Без слов.
Тим тут же отодвигается в сторону, освобождая видимость сестре.
Вот оно, настоящее выстраивание причинно-следственных связей.
——
А недавно произошел случай, подтолкнувший меня к написанию этой статьи.
Именно этим я и хочу поделиться.
——-
На улице прошел ливень. Под окнами образовались лужи.
Я была на кухне, когда услышала, как хлопнула входная дверь…
Выглянула в окно и увидела картину маслом.
Тим и Эля шлепали по лужам в резиновых сапогах.
И это все гораздо глубже, чем просто сапоги и просто лужи для тех, кто близко знаком с аутизмом.
В первую очередь - это дети, которые, в принципе, от природы своей, не сильно должны вникать в вопрос, промокнут у них ноги или нет…
А тут сапоги!
Это целый процесс! Огромный, непростой мыслительный процесс.
Для начала они заметили дождь.
Дождались, когда он закончится.
Вышли на улицу.
Заметили лужи…
Вот в этот момент и заработали ранее выстраиваемые причинно-следственные связи…
Нужны сапоги.
Дети залезли в шкаф. Вдвоем! Достали сапоги и вышли во двор топать по лужам.
К сожалению, весь этот процесс остался за кадром и я так и не узнала, кто был зачинщиком этого замечательного мероприятия.
А так бы хотелось…)
Остается радоваться результату)