Фасады исторических зданий Санкт-Петербурга зачастую насыщены декоративными деталями: начиная с достаточно обыденных элементов вроде лепнины или наличников, и заканчивая отдельными произведениями искусства, которые чаще всего выражены в скульптуре - это и атланты, и кариатиды, и маскароны, и даже скульптуры! И сегодня мы с вами поговорим о последних.
Скульптуры на фасадах бывают разные: в 19 веке зачастую они были выражены в виде человеческих фигур, тогда как в эпоху модерна чаще начали встречаться природные мотивы (что напрямую соответствовало главной идее модерна - близости к натуральным и природным формам), представленные, в основном, животными. И одним из наиболее часто встречающихся в петербургском модерне образов являются совы - дикие лесные птицы, органично выглядящие как на ветвях деревьев, так и на фасадах доходных домов Петербурга!
Сегодня я расскажу вам сразу о 15 самых интересных примерах домов, фасады которых населены филинами и совами - поверьте, некоторые из них точно смогут вас удивить!
Но для начала я в двух словах расскажу вам об образе совы с точки зрения символизма, а также поясню - чем совы отличаются от филинов.
Пару слов о символизме
Сова является популярным образом не только в архитектуре, но и в других сферах (например, в геральдике). Причём существует сразу несколько толкований их образа. Начну с самого популярного. Сова - символ мудрости и знаний. Именно поэтому образ совы часто фигурирует на фасадах и в символике учебных заведений.
Однако у совы есть и другое символическое значение: издревле сов воспринимали в качестве защитниц очага, притягивающих к дому удачу и защищающих его от зла. Это значение усиливает и тот факт, что сова - животное, ведущее ночной образ жизни. Таким образом, сова защищает хозяина дома в тот момент, когда он наиболее уязвим - во время сна.
Но существует ещё одна птица, внешне похожая на сову - это филин. Многие люди путают сов и филинов. И если в реальной жизни различать их можно, к примеру, по размеру (филины крупнее сов) или по окрасу (филины имеют на своём оперении тёмные полосы, тогда как перья совы однотонны), то вот в символическом плане их различить куда сложнее. Однако есть одна точная примета, по которой вы сможете различить этих двух птиц - это "ушки" (пучки перьев характерной формы): у филина они ярко выражены, тогда как у совы они отсутствуют.
Впрочем, филин не наделён особым символическим значением - чаще всего, его просто приравнивают в этом плане к сове. Но в рамках данной статьи я постараюсь всё же различать эти два разных вида птиц - всё-таки и статья у нас больше не о символизме, а об архитектуре!
Разобравшись с теорией, давайте перейдём к практике и рассмотрим самых выразительных и интересных сов и филинов Санкт-Петербурга!
Доходный дом Лидваль: одна из первых сов петербургского модерна
Дата постройки: 1899-1904
Адрес: Каменноостровский пр., д. 1-3
Архитектор: Фёдор Лидваль
Если мы с вами говорим о северном модерне и о фасадах с оригинальными обитателями, то сразу на ум приходит доходный дом Иды Лидваль - прекрасное творение архитектора Фёдора Лидваля, которое можно с уверенностью назвать главным памятником архитектуры северного модерна Петербурга!
Нет в нашем городе другого такого здания, фасады которого были бы украшены с таким разнообразием: Лидваль прорисовывал каждую деталь при проектировании доходного дома. И что важно - каждая из таких деталей уникальна! В Петербурге нет больше домов, на фасаде которых вы бы могли увидеть такую милую композицию: несколько милых грибочков в окружении листьев папоротника - будто бы перед нами не доходный дом в центре мегаполиса, а дикий лес - настолько натурален этот барельеф!
А помимо растительных мотивов на фасаде также в большом количестве встречаются разные животные: есть тут и рысь, и зайцы, и даже пауки! Ну и, само собой, есть у дома Лидваль и своя сова: она спряталась на самой верхушке доходного дома, прямо на вершине фигурно изогнутого щипца.
Сова Лидваля - не просто символ защиты очага, это, в первую очередь, дикое животное, хищник и ночной охотник. И в доказательство тому Лидваль поместил в лапы своей совы горлицу - добычу, которую сова поймала во время своей ночной охоты и принесла на вершину дома.
Доходный дом Шмидта: сова - охранник эркера!
Дата постройки: 1901-1902
Адрес: Перекупной переулок, д. 12, Херсонская ул., д. 13
Архитектор: Карл Шмидт
Ещё один доходный дом, который архитектор построил сам для себя - это доходный дом Шмидта, расположенный на углу Херсонской улицы и Перекупного переулка.
Карл Шмидт возвёл это здание в характерном для себя стиле "кирпичного модерна": фасад лишён штукатурки, а вместе с ней и основной массы декора. Однако для совы здесь всё же нашлось местечко - она спряталась под самым основанием эркера, под разросшимися стебельками чертополоха: ещё одним популярным образом модерна, символизирующим защиту и безопасность здания (колючее растение "защищает" дом от непрошенных гостей).
Вероятно, в данном случае сова тоже является защитницей: она восседает над парадным входом в доходный дом, играя тем самым символическую роль привратника!
Отмечу также, что сова Карла Шмидта получилась очень натуралистичной: архитектор прорисовал каждую её деталь - даже перья у неё смотрятся как настоящие!
Доходный дом Васильева: сова в засаде или самая незаметная сова Северной столицы!
Дата постройки: 1901-1902
Адрес: Гатчинская улица, д. 11
Архитекторы: Василий Корвин-Круковский, Василий Шауб
В моей сегодняшней статье будет сразу две совы, спрятанные архитекторами подальше от глаз прохожих. И начну я с птицы, которая очень удачно спряталась в растительных узорах на фасаде - словно охотница, засевшая в засаде!
Попробуйте отыскать её на фотографии ниже.
Да, я говорю об этих двух глазах, "вырастающих" из растительной лепнины, украшающей эркер доходного дома Васильева. Найти эту деталь очень и очень непросто: для этого нужно внимательно всматриваться в декор здания, изучать каждую его деталь - и только тогда вам откроется секрет, ловко спрятанный архитектором Шаубом на фасаде его детища!
Хочу также обратить ваше внимание на то, что ни дом Васильева, ни дом Шмидта не связаны с северным модерном. Так что да, диковинные обитатели фасадов встречаются в модерне повсеместно - вне зависимости от течений стиля!
Доходный дом Муяки: сова-всадник!
Дата постройки: 1902-1903
Адрес: улица Восстания, д. 18, Ковенский переулок, д. 17
Архитектор: Александр Хренов
Прекрасное творение архитектора Александра Хренова, расположенное на перекрестке Знаменской улицы (ныне Восстания) и Ковенского переулка - доходный дом Муяки! Его фасады обильно декорированы разными деталями, но мы с вами обратим внимание лишь на одну из них, а именно - на маскарон , изображающий слегка напуганную женщину. Здесь же мы видим и причину её гримасы - прямо на её голове восседает сова!
Подобный приём более нигде не встречается: остаётся лишь похвалить архитектора Хренова за его удивительно богатое воображение, потому что придумать такую необычную композицию было явно непросто.
Ну и стоит отметить, что "сова-всадник" немного сливается с остальным декором дома Муяки, так что далеко не каждый прохожий обратит на неё внимание!
Витебский вокзал: филин, надзирающий за часовой башней
Дата постройки: 1902-1904
Адрес: Загородный пр., д. 52а
Архитекторы: Станислав Бржозовский и Сима Минаш
Витебский вокзал - один из главных символов петербургского модерна. Красота здания вокзала поражает: оно прекрасно как снаружи, так и внутри!
Но сегодня нас с вами интересует лишь отдельная деталь этого вокзала. Разумеется, речь о совах, расположенных прямо над циферблатом башенных часов.
Однако стоит уточнить, что конкретно в данном случае перед нами всё же не совы, а филины - на этом нам намекают те самые ушки, скромно торчащие над их головами. Впрочем, на символизм это, как я уже говорил ранее, никак не влияет: просто автором здания захотелось создать именно такой визуальный образ (быть может, Бржозовскому были по душе филины).
Однако, не думаю, что в случае с Витебским вокзалом образы филинов играли какой-то важный сакральный смысл. В целом для архитектуры модерна сова была скорее выражением естественного начала стиля, попытка сблизиться с природой, населив фасады зданий её скульптурными воплощениями (и растениями, и животными).
Вот и в случае с башней Витебского вокзала образ довольно очевидный: здесь совы сидят на самой верхушке здания - словно они пролетали мимо и приземлились на башню дабы отдохнуть и набраться сил (а, быть может, и попытаться выследить добычу). В общем, настоящее единение с природой!
Доходный дом на улице Куйбышева: филин во фронтоне
Дата постройки: 1904-1905
Адрес: улица Куйбышева, д. 19
Архитектор: Евгений Бржозовский
Ещё один дом с совами (а вернее - с филинами) был построен почти одновременно с Витебским вокзалом на улице Куйбышева. Но вот что удивительно - оба здания построили архитекторы Бржозовские, однако разные - вокзал был возведён по проекту Станислава Антоновича, а доходный дом на Куйбышева - Евгения Феликсовича. В это трудно поверить, но Бржозовские - не братья, а однофамильцы! И при этом они оба работали в Петербурге в одно время, и оба украсили свои работы выразительными филинами!
Впрочем, филин с улицы Куйбышева куда скромнее своих собратьев с Загородного проспекта: он аккуратненько примостился на небольшой карнизик на самой верхушке стрельчатого щипца, заняв почти всё его свободное место.
Правда, в отличии от филинов Витебского вокзала, данный филин служит, пожалуй, главным украшением здания - во многом это связано со скромным декором фасада доходного дома. Видимо, его автор решил вложить все свои силы в этот небольшой и малозаметный образ под крышей своей постройки!
Доходный дом фон Бессера: совы, выполненные финским архитектором!
Дата постройки: 1904
Адрес: Владимирский проспект, д. 19
Архитектор: Аллан Шульман
Дом Бессера известен сразу по нескольким причинам. Первая причина грустная - этот дом был почти полностью снесён в 2000-х годах из-за своего аварийного состояния: от него оставили только внешнюю стенку, фасад, тогда как внутри здание было полностью перестроено.
Второй факт - дом Бессера является единственной работой Аллана Шульмана в Петербурге. Остальные его постройки украшают улицы Выборга (а родился зодчий и вовсе в столице Финляндии - Хельсинки). Так что не удивительно, что в своей единственной работе в Петербурге Шульман использовал излюбленный приём финских архитекторов и добавил своей постройке скульптуру совы!
Было бы странно, если бы на этом, можно сказать, исконно финском здании не было бы сов - всё-таки они являются главным атрибутом северного модерна, так что Шульман просто не мог пройти мимо этого образа!
Впрочем, на его постройке они смотрятся не очень-то и органично: в отличии от многих других построек, где совы представлены в качестве пластичных и "живых" фигур, совы дома фон Бессера выглядят слишком просто.
В данном случае совы играют сугубо декоративную роль: архитектор разместил их на фасаде так, как размещают, скажем, вазоны. Я имею в виду, что Шульман решил не наделять своих сов реалистичными чертами и не стал придумывать для них сюжет - они просто установлены на фасаде как украшение (можно сравнить с рисунком на флаге или гербе - такой же статичный, как и совы дома фон Бессера).
И я бы, пожалуй, не стал бы писать про сов дома фон Бессера, если бы не их финская история - всё же решил выделить их из общего числа скульптур из-за этой их особенности.
Дом городских учреждений: редкий пример филинов, вернувшихся на своё законное место после утраты
Дата постройки: 1904-1906
Адрес: Садовая улица, 55-57, Вознесенский проспект, д. 40-42
Архитектор: Александр Лишневский
Дом городских учреждений - одна из самых интересных общественных построек Санкт-Петербурга. Здание, предназначавшееся для размещения в нём городских учреждений (чиновников, гос. служащих - в общем, некий аналог современного МФЦ), было спроектировано в готической стилистике - довольно редком для Петербурга жанре архитектуры. По своему облику оно более всего напоминает средневековую ратушу - тип здания, схожий по своему назначению с домом городских учреждений!
Не стоит забывать и об авторе проекта - прекрасном архитекторе Александре Львовиче Лишневском: большом любителе украшать фасады своих построек необычными обитателями. Зачастую он помещал на свои здания мистических существ, однако порой на них находилось место и для простых зверей.
Вот и в данном случае Лишневский решил разместить на своём творении уже полюбившихся нам филинов (впрочем, многие по привычке называют их совами, хотя характерное оперение и острые "ушки" здесь присутствуют). Причём не абы где, а на самой вершине здания - даже не внутри щипца, а на его остроконечном завершении!
Филин гордо восседает над барельефом, на котором изображён герб Санкт-Петербурга: очень красивая, чисто Петербургская композиция!
Интересный нюанс связан с историей этих филинов. В советское время скульптуры были утрачены - и долгое время дом городских учреждений существовал без них! Однако в 2009 году, при комплексной реставрации фасадов дома городских учреждений, филины вернулись на своё законное место.
Очень приятно, что в наши дни за такими, казалось бы, незначительными деталями пристально следят. Надеюсь, что в будущем все утраченные обитатели фасадов Петербурга вернутся на свои законные места!
Доходный дом Путиловой: легендарный дом с совами!
Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Большой проспект П.С., д. 44, Стрельнинская улица, д. 1, Ораниенбаумская улица, д. 2
Архитектор: Ипполит Претро
Порой совы служат лишь незначительными элементом декора: они либо составляют часть общего богатство украшений фасада, либо спрятаны от глаз зрителя на верхних этажах построек, и до них не всегда добирается пытливый взгляд прохожего.
Однако порой совы могут играть главную роль в композиции фасада! Так случилось и с доходным домом Путиловой, построенным архитектором Ипполитом Претро на Большом проспекте Петроградской стороны. Совы для этого здания настолько важны, что в народе его даже прозвали "домом с совами"!
А всё дело в том, что совы в данном случае обрамляют парадный вход в здание, играя тем самым роль этаких часовых! И мимо этих прекрасных зверушек сложно пройти - они находятся буквально на уровне головы прохожего.
Сам вход, к слову, оформлен в виде массивной арки, выложенной серым натуральным камнем - выглядит всё это как самый настоящий грот! Да и всё остальное здание в целом оформлено в стилистике северного модерна - дом Путиловой можно назвать хрестоматийным образцом этого стиля! А потому и совы на нём смотрятся очень органично.
Дом товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища
Дата постройки: 1907-1908
Адрес: Малый проспект П.С., д. 32
Архитектор: Александр Владовский
Порой совы на фасадах Петербургских домов играют не исключительно декоративную, но ещё и важную символическую роль. Одним из таких примеров служит дом товарищества по устройству жилищ Петровского коммерческого училища. За сложным названием скрывается простая суть: здание строилось на деньги учебного заведения и с целью заселения в нём преподавательского состава, а также организации в здании общежития для учащихся Петровского коммерческого училища.
То есть, здание целиком предназначалось для людей, занимавшихся наукой и образованием. Конечно, квартиры в нём могли снимать и простые люди, однако преподавателям училища они доставались бесплатно!
Отсюда и символизм - совы, как я уже говорил ранее, это символ мудрости и знаний. И для здания, напрямую связанного с мудростью, которой обладали преподаватели, и знаниями, которые они передавали своим ученикам, образы сов смотрятся максимально уместно!
К слову, автор проекта - архитектор Александр Владовский, и сам был преподавателем Петровского коммерческого училища. Более того, одна из квартир в этом здании принадлежала ему - в каком-то смысле, он строил его для себя, так что образам на фасаде он, вероятнее всего, уделял особое внимание!
Доходный дом Киселёва: самая скрытная сова Петербурга
Дата постройки: 1908
Адрес: улица Некрасова, д. 12
Архитектор: неизвестен
Перед вами абсолютно неприметный дом: типичная рядовая застройка Петербурга - скучная и достаточно унылая. Разве что эркер вносит немного разнообразия в обыденный облик этого здания. Ну так давайте рассмотрим этот эркер поподробнее - и заглянем под него...
И вуаля - под эркером нас ожидает пернатый гость! Встреча эта очень неожиданна - пройти мимо данной совы очень легко, ведь далеко не каждый прохожий задирает голову, дабы изучить - что же находится в основании эркера. Тем более что и здание само по себе выглядит обыденно, так что ты не ожидаешь встретить на его фасаде такой неожиданный сюрприз!
На самом деле, когда-то фасад этого здания выглядел не так просто - на старых чертежах дома Киселёва мы можем обнаружить пускай скромный, но всё же декор, который был полностью утрачен за сто с небольшим лет эксплуатации здания.
Однако сова, прячущаяся в основании эркера, осталась целой и невредимой! Причём выполнена она искусно - с большим вниманием к деталям. Оттого ещё труднее поверить, что архитектор зачем-то решил спрятать её от прохожих в такое место, где обнаружить её будет сложнее всего.
Объяснить такой подход можно лишь одним способом - судя по всему, эта сова была своеобразной шуткой архитектора (фамилия которого до наших дней, к сожалению, не дошла), благодаря которой он решил привлечь внимание к своей постройке. Ну что сказать - у него это явно получилось!
Дом Воейковой: совы в полный рост!
Дата постройки: 1909-1910
Адрес: Невский проспект, д. 72
Архитектор: Сава Минаш
Здание, которое в своё время критиковали едва ли не больше всех в Петербурге, в наши дни воспринимается как настоящее украшение Невского проспекта. Из представителя "чухонского модерна", коим его окрестили критики 20 века, оно превратилось в образец зрелого северного модерна - со спокойной композицией, но очень любопытным декором!
Автор здания, архитектор Сава Минаш, был большим любителем помещать на фасады своих построек зверей (преимущественно птиц). В его работах встречаются и медведи, и совы, и филины, и лебеди, и даже сказочные (и трудно идентифицируемые) птицы. Взять тот же дом Волькенштейн на улице Ленина, который я не стал добавлять в данную статью дабы не перегружать её похожими образами.
Вот и в случае с домом Воейковой обитателей на фасадах - огромное количество. На верхних этажах мы встречаем лебедей, которых видно издалека. А вот вблизи нам бросаются в глаза другие птицы, главные из которых - совы!
Некоторые из них изображены в полный рост - они обрамляют входную группу парадного подъезда. Другие же помещены на фасад в виде символического изображения: у них видны лишь клюв и глаза, от которых в сторону расходятся символические лучи, напоминающие перья птицы.
Нужно отметить, что все совы дома Воейковой выполнены очень качественно, а потому их можно назвать главным украшением фасада (в отличии от лебедей, которых архитектор спрятал в верхней части фасада).
Доходный дом Барсовой: барельефы хмурых сов!
Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Кронверкский проспект, д. 23
Архитектор: Евгений Морозов
Ещё один выдающийся образец северного модерна, расположенный в этот раз на Кронверкском проспекте - это доходный дом Барсовой, построенный малоизвестным архитектором (а если быть точнее - гражданским инженером) Евгением Морозовым. Этот зодчий прославился лишь этой своей работой, в которую он вложил все свои силы и всю свою душу! Ну и без сов на фасаде здесь, конечно же, не обошлось.
Доходный дом Барсовой не просто насыщен декором и архитектурными элементами - он ими перенасыщен! Разнообразие форм тут начинается с оконных проёмов, вариаций видов которых сложно сосчитать (почти каждое окно здесь уникально), и заканчивается полной асимметрией эркеров.
Но помимо композиционных особенностей, архитектор Морозов решил украсить своё творение ещё и интересными декоративными вставками. Одними из таких украшений стали совы, которых зодчий поместил в небольшие прямоугольные ниши.
Быть может, мне кажется, но совы дома Барсовой выглядят более хмурыми, нежели их собратья с других домов Петербурге. Отсюда и заголовок, которым я решил пометить этот раздел статьи.
Доходный дом Корелина: филины-атланты!
Дата постройки: 1912
Адрес: Апраксин переулок, д. 4
Архитектор: Александр Лишневский
Мы близимся к концу моей подборки - остаётся всего лишь два здания, и одно из них - это доходный дом Корелина, возведённый в 1912 годом уже упомянутым мною ранее зодчим Александром Львовичем Лишневским.
Как вы могли понять, Лишневский любил помещать на свои фасады разного рода существ - и совы с филинами не были исключением! Собственно, он является единственным архитектором, работы которого я упомянул в этой статье два раза!
А всё потому что совы (или филины) дома Корелина кардинально отличаются от филинов дома Городских учреждений. Если на Садовой улице совы - это дикие и своенравные животные, которые выглядят так, словно готовы улететь в любой момент (что, кстати, по иронии в итоге с ними и случилось), то филины дома Корелина - это самые настоящие труженики, без которых здание просто бы не выстояло!
Разумеется, я иронизирую - очевидно, что совы ну никак не могут быть атлантами. А всё дело в любви Лишневского к архитектурному юмору: ранее у него уже встречались летучие мыши, игравшие роль атлантов (они спрятаны во дворе дома городских учреждений), а в данном случае он решил наделить этой функцией сов. Очевидно, что данная композиция абсурдна - и в этом её главное преимущество! Она как бы насмехается над устоявшимся образом атлантов в классической архитектуре - и это выглядит мило и забавно!
Дом на улице Восстания
Дата постройки: 2008
Адрес: улица Восстания, д. 42а
Архитектор: Василий Питанин
Ну и напоследок я оставил редкий пример современной архитектуры - доходный дом на улице Восстания, построенный архитектором Василием Никифоровичем Питаниным в 2008 году.
Это здание - относительно неплохой образец современной архитектуры с уклоном в ретроспективизм. Своего рода эклектика 21 века. Но сегодня нас интересует не само здание, а обитатели его фасадов - и обитатели конкретные!
Основные украшения дома сосредоточены во фризе, разделяющим первый и второй этажи. И вот тут эклектика даёт о себе знать в полной мере: узор фриза составлен из маскарона, от головы которого отходят перья (по всей видимости, он изображает индейца), расположенных по бокам от него двуглавых орлов со скрещенными шеями (ещё одна уникальная находка архитектора) и сов, венчающих всю эту композицию.
Причём совы тут смотрятся куда привычнее и адекватнее, нежели другие детали на фасаде. Конечно, вряд ли они символизируют что-то определённое. Скорее архитектор хотел поместить на фасад своего здания какой-то привычный для Петербурга образ, разбавив им совершенно непривычные остальные элементы декора.
Правда выполнены они в немного символическом стиле - в отличии от сов периода модерна, совы современные обладают куда более прагматичным и, я бы сказал, авангардным обликом. Однако они все ещё остаются совами - и это главное!
Ну а на этом подходит к концу моя подборка. Надеюсь, она была вам интересна. У меня в планах ещё есть несколько статей, посвящённых определённым образам на фасадах домов Петербурга - если эта статья покажется вам интересной, то я буду продолжать изучать данную тему! Так что буду ждать обратной связи от вас в комментариях!
Спасибо за ваше внимание!
P.S. И на всякий случай напоминаю про свой телеграмм-канал - там я анонсирую статьи, и иногда выкладываю уникальный контент. Подписывайтесь!