Термин из Словаря по конфликтологии С.М. Храмова
Ключевые термины: школа, примирение, стратегии, приемы, разрешение конфликтов, медиация, подростки
Медиация — это мост, который помогает преодолеть разногласия и обрести согласие.
Школьные службы примирения — формирования, создаваемые в некоторых учреждениях образования, «чтобы помочь подрастающему поколению, их родителям и учителям сохранить комфортную учебную атмосферу [...].
Разрешать споры сторонам конфликта помогают волонтеры — учителя, сами ученики старше 14 лет. При этом каждую команду возглавляет учитель-куратор».
Источник: Школьная служба примирения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dobro.ru/event/10335466. Дата доступа: 07.06.2023.
Благодарю В.А. Верченко за предоставление ссылки на источник
Школьная служба примирения для разрешения конфликтов использует медиативные (от лат. mediate и англ. mediation — посредничество) техники.
«Школьная медиация — способ разрешения противоречий в образовательном социуме с применением воспитательных, образовательных практик, а также непосредственным применением процедуры медиации».
Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 27.
Особенности школьной медиации: «Для осуществления медиации необходимо желание обеих сторон договориться: именно в этом случае в конфликт вмешивается посредник, который и помогает противоборствующим сторонам прийти к консенсусу. При этом надо учесть следующее: посредник в медиации не ищет правых или виноватых, его цель направить оппонентов на путь согласия. По специальности медиатор может быть психологом, учителем, врачом, юристом кем угодно. Медиатор в школе — это человек, который владеет специальным методом разрешения конфликтов. Иногда школьными медиаторами становятся учащиеся, прошедшие специальный курс обучения. В этом случае ученик может прекратить конфликт между сверстниками своими силами».
Так, в [...] школах есть прекрасные примеры того, как медиаторами становились дети, считавшиеся «проблемными». Именно этим ученикам педагоги дали возможность себя проявить, регулируя те конфликты, которые неизбежны между любыми детьми. В результате дети, которые в классе считались изгоями, поверили в свои силы«.
Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 68.
История создания школьных служб примирения (медиации):
1) «Первой программой по конфликтному менеджменту в школе стала „Программа обучения школьников миротворчеству“ (TSP), разработанная в середине 1960-х гг. в университете Миннесоты исследователями Дэвидом и Роджером Джонсонами. Она стала результатом исследования интегративных переговоров, развития теории социальной независимости и серии тренингов по обучению учителей, школьной администрации и учеников методам разрешения конфликтов.
Другая точка отсчета программ по школьной медиации связывается с сообществом Quaker в Нью-Йорке. В начале 1970-х гг. учителя этого сообщества заинтересовались проведением с учениками тренингов по ненасилию. Результатом стал проект „Творческий ответ детей конфликтам“ (1972). Тренинги, разработанные в то время, до сих пор проводятся каждую неделю в государственных средних школах».
Бондарчук Е.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Школьная медиация» для специальности 1-03 04 04 «Социальная и психолого-педагогическая помощь». Минск: УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 20.
2) «Медиация ровесников имеет свои корни не в сфере образования. В 1970-е гг. администрация президента Джимми Картера поощряла создание первых центров правосудия между соседями. Цель этих центров, вскоре получивших известность как „программа соседской (community) медиации“, заключалась в предоставлении альтернативы судам, как места, где граждане могли бы встречаться для разрешения своих конфликтов. Люди, стоявшие у истоков соседской (community) медиации, утверждали, что медиация была более эффективным процессом для разрешения широкого круга конфликтов, чем судебное разбирательство, особенно если стороны поддерживали длительные отношения друг с другом. В начале 1980-х гг. определенное число программ соседской медиации попыталось повторить свой успех в школах, обучая учащихся медиировать конфликты своих ровесников».
Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 28
3) Основание Ассоциации Школьной Медиации: «в 1984 году Ричард Коэн основал Ассоциацию Школьной Медиации, ставящей своей целью использование медиации как альтернативного арбитражу метода разрешения конфликтов в школах.
По его инициативе было создано более 80 школьных медиативных служб, „сотрудниками“ которых выступали как педагоги, так и ученики.
В своей книге „Медиация ровесников в школах. Школьники разрешают конфликт“ он подробно описал технологию обучения школьников основам медиативного процесса.
В настоящее время школьные медиативные центры распространены не только в США, но и в ряде европейских стран. Так в Германии сотрудниками данных центров являются преимущественно старшеклассники, которые выполняют посреднические функции при информационной и методической поддержке одного учителя, получившего специальное образование в области медиации.
[...] Спустя десятилетие, в школах каждого штата США появились несколько тысяч подобных программ. Крупные школьные системы, подобные таким, как в Нью-Йорке, Сан-Франциско и графстве Брауорд, Флориде, выполнили программы медиации для учащихся во многих из своих школ. И интерес к медиации ровесников не ограничивается Соединенными Штатами. Воспитатели в Европе, Центральной и Южной Америке, Африке и Азии адаптируют медиацию ровесников к своим собственным потребностям и культурам.
[...] школьная медиация получила активное развитие благодаря деятельности Центра „Судебно-правовая реформа“. Р. Максудов и А. Коновалов [...] организовали систему просвещения и подготовки школьных специалистов в области восстановительной медиации».
Юферова М.А. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие / М.А. Юферова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. С. 28-29.
Практика применения школьной медиации в некоторых странах
Опыт Сан-Франциско в сфере школьной медиации: «В начале 1980-х гг. программы по разрешению конфликтов стали называться школьной медиацией, их внедрение зачастую начиналось с поддержки, оказываемой районными центрами медиации.
Общественный совет Сан-Франциско ввел наиболее успешную программу конфликтного менеджмента, которая работает и по сей день на уровне младшей и старшей школы. Обучение учителей включает тренинг (15 часов) навыков разрешения конфликтов и медиации и обучение группы учеников».
Бондарчук Е.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Школьная медиация» для специальности 1-03 04 04 «Социальная и психолого-педагогическая помощь». Минск: УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 20.
Опыт Финляндии в сфере школьной медиации: «... финское законодательство по вопросам базового образования гласит, что ребенок имеет право на безопасную среду обучения. Школы обязаны принимать меры по прекращению насилия и запугивания в своих стенах».
Бондарчук Е.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Школьная медиация» для специальности 1-03 04 04 «Социальная и психолого-педагогическая помощь». Минск: УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 21.
Пример реализации программы восстановления в процессе медиации: «Девушка из цыганской семьи, эмигрировавшей из Румынии, была вынуждена отказаться от школы, потому что она больше не могла терпеть издевательства своих одноклассников. К счастью для нее, там работала обученная ROMED медиатор Елена. Елене удалось найти эту девушку и разработать для нее программу восстановления, направленную на создание чувства собственного достоинства. Цыганская девушка приняла участие в олимпиаде по немецкому и литературному творчеству. Ей удалось преодолеть предрассудки других, свои собственные страхи и в дальнейшем поступить в один из самых престижных вузов в Бухаресте».
Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии): учеб. пособие. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. С. 121.
Продолжение — Школьные службы примирения (часть 2/2) — выйдет 28 июня. Подпишитесь, чтобы не пропустить!
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.
2) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
#конфликт #конфликтология #решениеконфликтов #стратегии #приемы #школа #медиация #подростки