Незаконность коллекции скрыть невозможно – но Лондон отказывается признавать очевидное.
В Британском музее хранится около 8 миллионов предметов, 99% которых находятся в запасниках и не выставлены на всеобщее обозрение. Но даже известная коллекция дает достаточно оснований, чтобы назвать её крупнейшей в истории собранием краденных уникальных вещей.
Британский музей, а также другие национальные музеи Британии, последовательно отмахиваются от многочисленных рекомендаций вернуть награбленное владельцам, ссылаясь на Закон о Британском музее 1963 года, который запрещает ему возвращать что-либо из коллекции, хотя закон разрешает ему возвращать любой предмет, который он сочтет «непригодным для хранения». Случаи, когда что-то было признано «непригодным» крайне редки.
В 2018 году в отчете, написанном сенегальским экономистом Фелвином Сарром и французским историком Бенедиктом Савой констатировалось, что до 95% известных образцов африканского искусства размещено за пределами Африки – в том числе в Британском музее.
Очень часто экспонаты в Британском музее выглядят как улики
В 1868 году британская экспедиция Нейпира отправилась в Макдалу, Эфиопия, в рамках военного вторжения против королевства Тевода II. По пути 13 000 солдат также захватили то, что историки описали как «самый большой объем украденных артефактов в истории Эфиопии», которая включала золотую корону священника, золотую чашу и множество крестов.
Кроме того, коллекцию пополнила прядь волос короля Тевода, срезанная с головы после того, как он покончил с собой, вместо того чтобы сдаться британским военным - и его семилетний сын, принц Алемайеху, юный член королевской семьи был взят в качестве подарка королеве Виктории и оставался в Великобритании до своей смерти. Многолетние просьбы правительства Эфиопии о возвращении его тела привели к многочисленным отказам со стороны британского правительства.
Откуда всё это
Британский музей был создан на основе трёх коллекций — известного натуралиста Ганса Слоана, библиотеки антиквара Роберта Коттона и графа Роберта Гарлея. Но основной вклад сделал дипломат Уильям Гамильтон.
В качестве археолога-любителя он участвовал в раскопках Геркуланума и Помпей, добыв массу артефактов, ваз и мраморных скульптур. Уже по тогдашним законам вывоз предметов был незаконным, но Гамильтона это не остановило.
В 1772 году коллекция расписных ваз Гамильтона включала 730 сосудов, несколько сотен скульптур из терракоты, бронзы, барельефов, драгоценных камней, более 6 тысяч монет и различных артефактов. С таким опытом, Уильям Гамильтон оказывал помощь лорду Элгину в его уникальном афере по доставке в Англию рельефов и скульптур Парфенона Афинского акрополя — так называемых мраморов Элгина.
Томас Брюс, 7-й граф Элгин и 11-й граф Кинкардин отправился на Восток под благовидным предлогом – измерять и срисовывать развалины античных сооружений, На основании разрешения султана Селима III «забрать из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», Элгин вывез в Британию огромное собрание статуй, архитектурных и скульптурных фрагментов, надписей, гипсовых слепков, ваз, бронзы, монет и камей.
С разрешением вывезти «любой кусок камня», Элгин вывез 200 (!) ящиков с артефактами. При помощи 50 рабочих Элгин сумел снять 12 скульптур с фронтонов, 15 метоп, 56 плит фриза с изображением «Панафинейского шествия», и множество архитектурных деталей. Самым варварским образом изъяли одну из кариатид портика Эрехтейона, заменив её каменным столбиком. Среди других украденных ценностей - статуи, украшавшие собой фронтоны Зевса Панэллинского на острове Эгина, несколько плит фриза из храма Бескрылой Победы в Афинах, статуя Диониса, входившая в состав хорегического Памятника Фрасилла на южном склоне афинского акрополя, надпись с надгробного памятника афинян, павших при Потидее.
Грабеж был настолько откровенным, что Байрон написал обличающую Элгина поэму «Проклятие Минервы». Официальная позиция Британии сводится к тому, что просвещённые английские джентльмены спасли античные ценности для человечества от уничтожения местным варварским населением.
Спасем ваши ценности от вас
Только по открытым данным, в Британском музее египетских мумий и саркофагов больше, чем в самом Египте. Помимо уникальнейшего Розеттского камня, гигантские каменные изваяния египетских фараонов (в том числе «Младший Мемнон» из Рамессеума), обелиск фараона Нектанеба II, кусок бороды Великого Сфинкса, Абидосский список фараонов, 95 из 382 табличек Амарнского архива, математический папирус Ахмеса и многое другое.
Особо следует сказать об Ираке. В 2003 году британские войска вторглись в страну вместе с другими подельниками, как следствие из музеев и библиотек Ирака пропали 200 тысяч экспонатов, в том числе 80 тысяч уникальных шумерских глиняных табличек, возраст которых составляет почти пять тысяч лет. Был разграблен музей в Мосуле, где хранилась богатейшая ассирийская коллекция.
В результате, в Британском музее оказалось крупнейшее собрание древностей Междуречья за пределами Ирака. Это украшения и предметы интерьера царей Ура, парные статуэтки 4500-летней давности «Бараны в чаще», уникальные артефакты - призма Синаххериба, цилиндр Набонида и цилиндр Кира.
Сложно оценить ценность клинописного архива Ашшурбанапала, включая глиняную табличку с описанием потопа и древнейшую известная жалобу.
Можно найти в музее чёрный обелиск Салманасара III и даже Оксусский клад с территории современного Таджикистана.
Индию британцы грабили сотни лет. Например, в 1857 году британцы три дня "зачищали" Дели — в их руках оказались ювелирные украшения, золото, жемчуг. В дальнейшем в Британию отправились индийские скульптуры, рельефные плиты, храмовые статуи возрастом в несколько тысяч лет.
В 1860 году британские войска разграбили сокровища знаменитого Летнего дворца императоров в Пекине и сожгли его. Что нашло отражение в русской классике, Гончаров во «Фрегате «Паллада» писал, что англичане «за их же (китайцев) счёт обогащаются, отравляют их, да еще и презирают свои жертвы!»
Так в Лондоне оказались «Книга гаданий», древнейшая в мире печатная книга «Алмазная сутра», раннебуддистские реликварии, древнекитайский свиток «Наставления старшей придворной дамы», крупнейшее на Западе собрание китайского фарфора, ставшее Фондом Персиваля Дэвида.
Особый цинизм в том, что Британия в лучшем случае соглашается одолжить законным владельцам их собственность.
Нигерийское правительство, например, лоббировало возвращение бенинской бронзы — скульптур и мемориальных досок, которые были украдены в 1897 году британскими войсками. При этом Британский музей решал, когда и на какой срок они будут возвращать украденные статуи туда, откуда их украли.
Крупнейшая в мире коллекция награбленных уникальных ценностей – Британский музей – давно заслуживает коллективного международного иска и согласованной работы по возвращению украденного домой. Это более чем оправданно, учитывая огромное количество крови других народов, которую пролили британцы для пополнения своих «коллекций».
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!