Найти тему

Что делать, если нет слуха, а петь хочется

Вокал – одно из древнейших средств самовыражения человека. Пение раскрывает то, что прячется в глубинах подсознания, помогает избавиться от психологического дискомфорта и лечит душу лучше, чем просто слова.

Педагог по вокалу факультета музыкальной индустрии Владимир Чекарев рассказал, как искусство владения голосом влияет на жизнь в целом и что делать, если нет слуха, а петь хочется.

Студентка факультета на занятии по ритмике
Студентка факультета на занятии по ритмике

— Владимир Александрович, что делать, если нет слуха, а петь хочется? Его можно развить или уже ничего не попишешь?

— У большинства людей слух есть, его нет только у 10%, и тут уж действительно ничего не попишешь. Петь для человека естественно. Но в современном мире он сталкивается с техническими средствами, поэтому плохо слышит себя, причём во всех смыслах. Алгоритм пения у взрослого получается следующий: сначала он издаёт звук, а потом слушает, какая нота у него вышла. Поэтому получается фальшиво. Естественный порядок: человек сначала включает внутренний слух, слышит правильные ноты, а потом издаёт звук. Так что, если человек фальшивит, это ещё не значит, что у него нет слуха. Способность петь чисто можно развить специальными упражнениями.

-2

Soler

— Человек приходит учиться петь, а его заставляют делать упражнения. Нельзя сразу переходить к любимым песням?

— Представьте себе бокс. Вы хотите «просто боксировать» и выходите на ринг в обычном состоянии. Вас же уложат с первого удара. Сначала надо встать в стойку, закрыться, то есть принять специальную позицию. С пением так же. Нет дыхания ― нет звука. Вдох формирует ваш тембр, голос.

— Сколько надо учиться петь, чтобы начать всех удивлять в караоке?

— В среднем пару лет, но всё зависит от способностей. Пение ― это ряд процессов, которые мы должны взять под контроль, сложить пазл из массы фрагментов. Мы отрабатываем вдох ― это один навык, потом исключаем активную артикуляцию при пении ― это другой навык, настраиваем вертикаль ― третий. Пока вы сосредотачиваетесь на одном, упускаете из виду другой. А этих навыков много, и нужно помнить обо всех одновременно. Чтобы выбить неправильные привычки звуковедения, на их месте заложить новые и закрепить их на уровне условного рефлекса, нужно время. Поэтому за месяц научиться петь нельзя.

— Надо ли знать ноты, чтобы учиться вокалу?

— Лучше, конечно, знать. Разговор двух людей о музыке, один из которых не знает нот, ограничивает общение. Чтобы выучить семь нот, не надо быть семи пядей во лбу, а их незнание сильно удлиняет пути реализации ваших собственных идей. Если вы будете петь интуитивно, то, скорее всего, никогда не станете хорошим певцом. Чудеса бывают, но это исключение из правил. Джимми Хендрикс не знал нотной грамоты, Пол Маккартни в начале карьеры в «Битлз» не знал нот, но потом он их всё-таки выучил. У Фрэнка Заппы был специальный человек, который записывал нотами его идеи.

— Петь вообще полезно?

— Безусловно. Занятие музыкой подразумевает в первую очередь изживание комплексов. В пении нельзя стараться. Мы ни с кем не соревнуемся, не стремимся никому ничего доказать. Пение – это наслаждение, как океан или восход в горах, старание губит естественность. Мне как-то ученица сказала: «Я стараюсь не стараться». Так не пойдёт. Нужно получать удовольствие от каждого шага, и тогда шаги станут шире и быстрее. Победа над очередным маленьким комплексом отразится и на личной жизни, и на карьере.

 — Человек приходит учиться петь, а его заставляют делать упражнения. Нельзя сразу переходить к любимым песням?

— Представьте себе бокс. Вы хотите «просто боксировать» и выходите на ринг в обычном состоянии. Вас же уложат с первого удара. Сначала надо встать в стойку, закрыться, то есть принять специальную позицию. С пением так же. Нет дыхания ― нет звука. Вдох формирует ваш тембр, голос.

— Сколько надо учиться петь, чтобы начать всех удивлять в караоке?

— В среднем пару лет, но всё зависит от способностей. Пение ― это ряд процессов, которые мы должны взять под контроль, сложить пазл из массы фрагментов. Мы отрабатываем вдох ― это один навык, потом исключаем активную артикуляцию при пении ― это другой навык, настраиваем вертикаль ― третий. Пока вы сосредотачиваетесь на одном, упускаете из виду другой. А этих навыков много, и нужно помнить обо всех одновременно. Чтобы выбить неправильные привычки звуковедения, на их месте заложить новые и закрепить их на уровне условного рефлекса, нужно время. Поэтому за месяц научиться петь нельзя.

— Надо ли знать ноты, чтобы учиться вокалу?

— Лучше, конечно, знать. Разговор двух людей о музыке, один из которых не знает нот, ограничивает общение. Чтобы выучить семь нот, не надо быть семи пядей во лбу, а их незнание сильно удлиняет пути реализации ваших собственных идей. Если вы будете петь интуитивно, то, скорее всего, никогда не станете хорошим певцом. Чудеса бывают, но это исключение из правил. Джимми Хендрикс не знал нотной грамоты, Пол Маккартни в начале карьеры в «Битлз» не знал нот, но потом он их всё-таки выучил. У Фрэнка Заппы был специальный человек, который записывал нотами его идеи.

— Петь вообще полезно?

— Безусловно. Занятие музыкой подразумевает в первую очередь изживание комплексов. В пении нельзя стараться. Мы ни с кем не соревнуемся, не стремимся никому ничего доказать. Пение – это наслаждение, как океан или восход в горах, старание губит естественность. Мне как-то ученица сказала: «Я стараюсь не стараться». Так не пойдёт. Нужно получать удовольствие от каждого шага, и тогда шаги станут шире и быстрее. Победа над очередным маленьким комплексом отразится и на личной жизни, и на карьере.

Вокал, если вы правильно настраиваете себя, помогает преодолеть все жизненные сложности. Во-первых, он несёт здоровье. Пение на дыхании – это поступление кислорода. В это время активнее работает мозг, улучшается память, увеличивается скорость реакций. Правильно дыша, люди становятся бодрее, больше успевают, меньше болеют, в том числе простудными заболеваниями. Во-вторых, человек, который поёт, всегда держит осанку. В-третьих, он легче переживает стрессы. Не зря же японцы придумали караоке как элемент антистрессовой программы.

Пение обязательно нужно детям, всем поголовно. Так они тренируют речевой аппарат, память, слух. Под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление.

Автор статьи Юлия Кузнецова.

Больше полезного для начинающих музыкантов в нашем Telegram, подписывайтесь👉🏻 https://t.me/synergyvocal