1937. Июнь, 23
Арестован священник Василий Васильевич Климов (1869-1937).
Родился в 1869 году в Барнауле. Учился в томской классической гимназии. Не закончив пятый класс гимназии, поступил на службу в Томскую консисторию и в Томскую контрольную палату.
В 1896 году был рукоположен в сан иерея. Служил священником в Барнауле и в селе Шаховское Барнаульского уезда. В 1902 году окончил Томскую духовную семинарию, переехал в город Бийск, где стал настоятелем Александро-Невской церкви.
Принимал активное участие в общественной жизни Бийска. Заведовал церковно-приходской школой и являлся председателем «попечительства о бедных», сущестововавшего при Александро-Невской церкви. Состоял членом Бийского отделения Томского епархиального училищного совета. Был избран на три года депутатом в eпapxиaльный съезд, проходивший в Томске, от Бийского городского духовенства.
Участвовал в качестве выборщика в томском губернском собрании по выборам депутатов в III Государственную думу в Томске.
На одном из предвыборных собраний, проходивших в городе Томске, отец Василий произнес речь «вполне лояльного прогрессивного содержания», в которой говорил о необходимости реформ некоторых сторон общественной жизни России. В результате был вызван на «серьезный разговор» с архиепископом Макарием. Осенью 1908 года «за неблагонадежность» В.В. Климов был переведен (а вернее, сослан) из Бийска в приход села Кашинского, Барнаульского уезда.
Осенью 1908 года в Томской губернии «опальный священник» был избран выборщиком от городского и сельского населения города Бийска.
2 ноября 1908 года на Томском губернском избирательном собрании стал депутатом Государственной думы третьего созыва от Томской губернии.
В Думе о. Василий вошел во фракцию прогрессистов мирнообновленцев и работал в рабочей, переселенческой комиссиях и комиссии по городским делам. Летом 1910 года Василий Васильевич Климов изучал, как обстоят дела с переселением крестьян из Центральной России в Змеиногорский уезд Томской губернии. В 30-х годах XX века проживал в Южно-Казахстанской области в городе Чимкенте, где служил священником.
23 июня 1937 года был арестован по постановлению УНКВД по Южно-Казахстанской области.
Осужден 26 августа 1937 года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области по ст. 58 ч.10, 58 ч.11 УК РСФСР — пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений) и приговорен в высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 27 августа 1937 года.
Реабилитирован в июне 1958 года постановлением Президиума областного суда по Южно-Казахстанской области «за недоказанностью состава преступления».
Источники:
- Сведения ДКНБ РК по Южно-Казахстанской обл.;
- Климов Василий Васильевич. Биография // Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 год. – СПб., 1911. – С. 29-30;
- Климов Василий Васильевич. Томское краеведение. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина.
1937. Июнь, 23–29
На июньском Пленуме ЦК ВКП(б) с докладом выступил нарком внутренних дел СССР Н.И. Ежов.
Лейтмотив всего выступления — о заговорах, существующих во всех звеньях партии и государства.
— В настоящее время дальнейшим следствием совершенно точно установлено, что предательская контрреволюционная деятельность троцкистско-зиновьевской и правой сволочи, в течение ряда лет безнаказанно проводившей вредительство, диверсии, шпионаж, террор, злодейское убийство тов. Кирова, имевшие целью свержение советской власти и реставрацию капитализма в нашей стране, объяснялось тем, что в самом государственном органе, призванном к борьбе с контрреволюцией, в течение долгого времени существовал фашистский заговор, возглавлявшийся бывшим руководителем этого органа, омерзительным предателем родины, уголовным преступником и немецким шпионом — Ягодой и его ближайшими сотрудниками по НКВД.
Заговор внутри НКВД отнюдь не был изолированным действием группы людей, работавших в НКВД. Он являлся частью более обширного заговора троцкистов и правых предателей. Именно поэтому заговор внутри НКВД был теснейшим образом связан как с объединенным троцкистско-правым центром, так и с военно-шпионской шайкой Тухачевского, Уборевича, Корка и других, и с иностранными разведками, на службе у которых издавна состояли все участники и руководители заговора. [...]
[Конспект доклада Н. И. Ежова на июньском (1937) пленуме ЦК ВКП(б). 23 июня 1937 г. Исторические материалы.]
1938. Июнь, 23
Расстрелян Иван Андреевич Пантюхин (1900-1938), начальник Томского артучилища, полковник РККА, член ВКП(б) с 1918 года.
Арестован 11 февраля 1938 года по обвинению в участии в «контрреволюционной военно-троцкистской организации». Приговор вынесен 23 июня 1938 года, в тот же день расстрелян.
Реабилитирован в мае 1957.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; Фотоархив потомков А.И. Пантюхина]
1943. Июнь, 23
В Томске по обвинению в антисоветской агитации арестован Владимир Андреевич Коневего, 1897 года рождения, полковник, командир 1-го отдельного запасного полка инженерной техники. Оправдан по суду в феврале 1944.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.