Найти в Дзене
Кино Jazz

Как понять кино Андрея Тарковского

В этом году поклонники выдающегося режиссёра Андрея Тарковского отмечают его 90-летний юбилей. Торжественные мероприятия и ретроспективные кинопоказы проходят не только в России, но и по всему миру. Андрей Арсеньевич Тарковский – это классик мирового кинематографа наряду с такими гениями кино, как - Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Стэнли Кубрик, Микеланджело Антониони, Акира Куросава. Каждая картина Тарковского, в своё время, была большим событием в мире кинематографа, его работы с интересом и самое главное новизной разбираются кинокритиками по сей день, однако зритель Андрея Арсеньевича обязательно в этих фильмах увидит что-то свое, иногда не совсем очевидное и понятное, но что-то очень личное для каждого. «Я помню сцены или моменты в фильмах, которые даже сейчас для меня остаются непонятными. Но когда я их видел, все равно чувствовал какое-то откровение. Как в случае со «Сталкером» Тарковского». - как точно сказал Алехандро Гонсалес Иньярриту (мексиканский кинорежиссёр). За 25
     А. Тарковский и М. Терехова во время съемок картины "Зеркало"
А. Тарковский и М. Терехова во время съемок картины "Зеркало"

В этом году поклонники выдающегося режиссёра Андрея Тарковского отмечают его 90-летний юбилей. Торжественные мероприятия и ретроспективные кинопоказы проходят не только в России, но и по всему миру. Андрей Арсеньевич Тарковский – это классик мирового кинематографа наряду с такими гениями кино, как - Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Стэнли Кубрик, Микеланджело Антониони, Акира Куросава.

Каждая картина Тарковского, в своё время, была большим событием в мире кинематографа, его работы с интересом и самое главное новизной разбираются кинокритиками по сей день, однако зритель Андрея Арсеньевича обязательно в этих фильмах увидит что-то свое, иногда не совсем очевидное и понятное, но что-то очень личное для каждого. «Я помню сцены или моменты в фильмах, которые даже сейчас для меня остаются непонятными. Но когда я их видел, все равно чувствовал какое-то откровение. Как в случае со «Сталкером» Тарковского». - как точно сказал Алехандро Гонсалес Иньярриту (мексиканский кинорежиссёр).

     Тарковский на съемочной площадке
Тарковский на съемочной площадке

За 25 лет Тарковский снял 7 художественных фильмов, каждый из которых становился новым витком его творчества. В сравнении с другими режиссерами, семь картин - это немного, но разве количество имеет хоть какое-то значение в случае с Тарковским? Андрей Арсеньевич не был режиссёром массового кино, его творчество является примером исключительно элитарного кино, которое интересно далеко не всем зрителям.

Во многом, именно изобразительное искусство — ключ к пониманию его идей, воплощенных в фильмах. Автор очень любил живопись, прекрасно в ней разбирался, в детстве учился в художественной школе и умело рисовал. И эту любовь он переносил в свои кинокартины, акцент на каждом кадре - как на статической картине, важна каждая деталь, но при этом звуковое сопровождение - насыщенное, плотное и разнообразное. Если зритель не готов долго всматриваться в композицию кадра, медленно искать детали, видеть их, улавливать тонкие ноты каждого мига, то время тратить на Тарковского не стоит, будет скучно и непонятно.

     живопись Тарковского
живопись Тарковского

Стоит обратить внимание на тематику фильмов режиссера — Тарковский часто обращается к теме детства, семьи, а также теме Бога, духовных поисков себя и своего места в этом мире. Режиссер добивается потрясающей выразительности, используя минимальные средства, при этом выражая очень сложные мысли и чувства настоящего художника. «Просмотр „Зеркала“ был духовным переживанием, потому что передо мной открылись миры, о существовании которых я не знал, но к кото­рым сразу почувствовал симпатию». - Ларс фон Триер.

     Тарковский и Солоницын во время съемок кинокартины "Андрей Рублев"
Тарковский и Солоницын во время съемок кинокартины "Андрей Рублев"

Всё творчество Тарковского совершенно точно имеет автобиографичный след. Поэтому чтобы его лучше понять, следует знать биографию режиссера. Андрей Арсеньевич родился в интеллигентной литературной семье. Но его отец ушел из семьи, когда ему было около трех лет, и это, без сомнений, наложило отпечаток на его творчество. В части своих кинокартин Тарковский ведёт диалог с отцом, в котором так много вопросов и так мало ответов... При этом по словам самого Андрея Тарковского, всем тем, чего он достиг в жизни, он обязан своей матери, которая воспитала в нем творческого человека, поэтому в его фильмах прослеживается образ матери, женщины - это женщина загадочная, любящая, немного мистическая…

Все кинокартины Тарковского наполнены символизмом. Вода - символ живой материи, объединяющий картину в единое целое, дом - как основа миропорядка, который чаще всего утрачен вместе с детством. Дерево в картине «Иваново детство» — черный безжизненный ствол-обрубок, напоминающий душу Ивана, искалеченную войной. Символы и метафоры повсюду, надо лишь уметь их рассмотреть и иметь такое желание.