В коллекции "Дедушкиного сундука" нашла набор открыток "История русского театра" в наборе 32 открытки с работами советского и российского художника Владимира Семенова.
Владимир Иванович Семенов (1936-2003 гг.) - советский и российский художник-график, портретист, иконописец, иллюстратор, мастер экслибриса. Про экслибрисы у меня была ранее статья, можно посмотреть по ссылке https://dzen.ru/a/ZDhNOOIKAAgqlgkn?share_to=link
Разглядывая открытки этого замечательного художника, можно проследить, как видоизменялся русский театр.
На обороте каждой из открыток написаны любопытные исторические сведения. Все обороты можно посмотреть листая стрелочку вправо.
Но, как я ни старалась качественно сфотографировать открытки (отсканировать нет возможности), текст на обратной стороне открыток видно не очень хорошо, читается сложно, а информация очень интересная, поэтому я перепечатываю его в статью.
Автор текста О. А. Туркестанова:
"Хоровод
В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления. Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые... Нам известны три разновидности хоровода: круговой (его разыгрывали члены одной семьи или рода), двухлинейный (отражал столкновение двух групп) и однолинейный (вариант кругового хоровода). В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое начало. Такие игрища обычно начинались под "наборные" песни, а заканчивались под "разборные", причем песни отличались четким ритмом. Впоследствии, с изменением структуры родовой общины, видоизменялись и хороводные игрища. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.
Русская пляска
Русская пляска - неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств. Она всегда была связана с песней. Именно это сочетание являлось одним из главных выразительных средств народного театра. С древних времен русская народная пляска была основана на удальстве соревнующихся партнеров, с одной стороны, и слитности, плавности движение - с другой.
Русская пляска родилась из языческих обрядов. После XI века, с появлением профессиональных актеров-скоморохов, изменился и характер пляски. Скоморохи владели развитой техникой танца; возникли разновидности танца; возникли разновидности скоморохов-плясунов. Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Появились танцовщицы-плясицы, обычно ими были жены скоморохов. Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки, часто заполнял паузу между актами школьной драмы. Многие традиции русской пляски дожили до сегодняшних дней.
Скоморохи с медведем
Поводыри с медведями упоминаются в источниках с XVI века, хотя не исключено, что появились они гораздо раньше. Почтительное отношение к этому зверю зародилось еще в языческие времена. Медведь - прародитель. Он - символ здоровья, плодородия, благополучия, он сильнее нечистой силы. Представление с медведем было занятием древним, популярным, если не самым любимым. Известно, например, что Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород гонца с приказом доставить на торжество скоморохов с медведями. А воевода Шереметев самолично наказал прототипа Аввакума за то, что то выгнал "веселых людей" с медведями.
У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: "А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?" - или: "А как бабы на барскую работу не спеша бредут?" - и зверь все это показывал. В конце выступления медведь показывал несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.
"Медвежья комедия" в XIX веке состояла из трех основных частей: сначала пляска медведя с "козой" (козу обычно изображал мальчик, который надевал на голову мешок; сквозь мешок протыкалась палка с козлиной головой и рогами; к голове был приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум), далее шло выступление зверя под прибаутки поводыря, а потом борьба его с "козой" или хозяином. Первые описания таких комедий относятся еще у XVIII веку. Промысел этот существовал долго, вплоть до 30-годов нашего столетия."
Не буду вас утомлять показом полного набора сразу, сегодня покажу только 3 открытки, так как хочется показать и интересное описание с обратной стороны открыток.
Продолжение следует.
Напишите пожалуйста в комментариях, удобен ли для вас такой показ (по 2-3 открытки в статье, плюс описание)?
Благодарю за просмотр!
Прошу поддержать мой канал лайками, комментариями и подпиской.
Ваши лайки, подписка и активность в обсуждении очень помогут развитию канала.
До новых встреч!