В январе 2023 года няня программы фонда «Дорога жизни» «Брошенные дети в больнице» приняла под свое крыло семилетнего Тимура.
Мальчик оказался жертвой домашнего насилия: ожоги, порезы, шрамы. Но последняя травма – самая серьезная – повлекла за собой ампутацию 8 из 10 пальцев. За медицинской помощью тоже обратились не сразу. Наконец мать привела Тиму в больницу. О травме сказала, что он отморозил руки, пока лепил снеговика. И просила мальчика подтвердить.
Тимур подтвердил. Когда врачи стали расспрашивать его, он придумал новую историю – якобы на него напали бандиты. Рядом с Тимой в этот момент уже была специально обученная патронажная няня фонда «Дорога жизни». Она сразу поняла, что ребенок придумывает историю, только чтобы не выдать своих родителей.
Поддержать программу «Брошенные дети в больнице» можно здесь
Няня не стала расспрашивать мальчика ни о чем, а просто начала выполнять свою работу – создавать вокруг ребенка стабильную спокойную атмосферу тепла и доверия. Через неделю мальчик заговорил.
Тимур согласился дать показания против отчима. 28 января мужчину арестовали, сейчас его и мать Тимура судят. А мальчика передали в детский дом. Благодаря заботе няни и поддержке друзей фонда «Дорога жизни» состояние мальчика значительно улучшилось, настроение – тоже.
Подробнее узнать историю Тимура можно здесь
Эта история побудила психолога фонда «Дорога жизни» Марию Беккер рассказать о том, что такое жестокое обращение, травма и что делать с «трудным» поведением ребёнка. Ведь именно это может помочь – больше, чем вопросы о том, как это можно было допустить и кто виноват.
Что такое психологическая травма?
Психологическая травма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это могут быть острые, тяжёлые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессовым воздействием на психику человека.
Психологическая травма может быть связана также с насилием, подавлением воли, шантажом, угрозами, унижением человеческого достоинства и другими событиями, обстоятельствами и действиями, вынуждающими человека испытывать депрессию, подавленность и долговременный страх.
Здесь важно отметить, что большое влияние на возможность психики справится со стрессом оказывает уровень адаптивности личности. Мы знаем, что дети очень гибкие и с большей легкостью приспосабливаются к различным обстоятельствам. И если в жизни ребенка произошло травмирующее событие, то своевременное реагирование позволит свести последствия пережитого к минимуму.
Каким бывает жестокое обращение с ребенком?
Выделяют четыре вида жестокого обращения:
- Пренебрежение нуждами ребёнка - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
- Психологическое насилие - это подавление одного человека другим: контроль поведения, образа жизни, времяпрепровождения, круга общения и даже восприятия окружающей реальности. Такое насилие может проявляться по-разному, но всегда сопровождается уничижительным и оскорбительным поведением в отношении другого человека.
- Физическое насилие - это умышленное причинение физического вреда, к которому также относится стиль воспитания с телесными наказаниями.
- Сексуальное насилие - сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает, в силу особенностей своего развития, характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами, демонстрация половых органов, демонстрация полового акта, просмотр порнографических фильмов в присутствии ребёнка и т.п. тоже является сексуальным насилием.
Что делать, чтобы исцелить травму?
Сейчас очень распространено вешать на человека, не состоявшегося по жизни по меркам социума, ярлык «бедный, такой травмированный». Такая же логика распространена в адрес детей, оставшихся без попечения родителей. Да, однозначно они пережили травмирующее событие, но как сильно эта психологическая травма повлияла на психику, а значит и на будущее становление личности, — вопрос, требующий понимания.
Необходимо понять, при каких условиях случается травма. В нашей жизни огромное количество стрессов, шоковых ситуаций, но травма происходит не всегда. Более того, реально травмоопасных ситуаций в жизни много, но не все люди выходят из них сломанными. Почему?
Для того чтобы случилась травма, должны совпасть три фактора:
- Бессилие.
- Беспомощность.
- Потеря активности.
Помочь, помимо работы со специалистом, можно изменив своё отношение к «травматику». Уйти от жалости может помочь знание о посттравматическом росте.
Человек проживший и переживший травму, всегда «круче», чем тот, у кого травмы не было. Знаменитая фраза Дарвина - «выживает сильнейший», в своё время была переведена не точно.
В оригинале она звучит как «самый адаптивный выживает».
Не самый умный, не самый быстрый, не самый красивый и не самый сильный, но тот, кто способен адаптироваться к среде, кто способен изменяться.
А травма именно про это. Если она случилась и человек выжил, не сошёл с ума, не потерял желание жить, то он все-таки нашёл способы к приспособлению. Пускай через не «нормотипичные» средства. Нарциссы чаще побеждают в конкурсах и попадают в списки Forbes. Люди после физического насилия очень выносливы. Дети, родители которых были холодны, обладают очень сильным интеллектом.
Как поддержать?
Какими словами поддерживать ребёнка, подвергшегося жестокому обращению
- я верю тому, что ты мне рассказал
- ты хороший
- мне жаль, что это с тобой происходило
- это не твоя вина
- хорошо, что ты мне об этом рассказал
- я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.
Ужасающая статистика
45% россиян склонны оправдывать и/или применять физическое наказание детей
68% считают, что допустимо применять «мягкие» формы физических наказаний (подзатыльники/шлепки) и не рассматривают это, как жестокое обращение с ребёнком;
90% россиян считают правильным применять физическое воздействие на детей, так или иначе.
Ценность ненасильственного воспитания разделяет лишь пятая часть населения РФ.
«Трудный» ребенок?
Зачастую одним из пусковых механизмов к физическому и психологическому насилию является «трудное» поведение ребёнка. Давайте разберёмся в наиболее распространённых мифах на этот счёт.
- Миф 1. Если у ребёнка проблемы - менять нужно его.
Таким образом, взрослый снимает с себя ответственность за происходящее.
Если вы верите в этот миф, то вы:
- Не задумываетесь о том, как ваше поведение влияет на ребёнка.
- Перекладываете ответственность на ребенка.
- Все силы, время и энергию направляете на то, чтобы изменить другого, а не себя.
- Не видите своего участия в сложившейся ситуации.
Негативные последствия:
- Много напряжения в отношениях,
- Раздражения и срывы,
- Постоянные претензии к ребёнку,
- Гиперопека по мелочам,
- Постоянная борьба,
- Ощущение бессилия у родителей.
Помните! Любые изменения начинаются с вас самих.
- Миф 2. Ребёнок всегда должен слушаться взрослых.
В этом случае, взрослый не видит личности ребёнка со своими чувствами, желаниями и потребностями и ожидает от него подчинения.
Если вы верите в этот миф, то вы:
- Сердитесь, когда ребёнок с чем-то не согласен;
- Ругаете его, если он отказывается что-то делать;
- Не стараетесь понять причину отказа;
- Хотите заставить его сделать то, что нужно;
- Заводитесь, повышаете голос;
- Угрожаете и наказываете;
- Пытаетесь воздействовать физически;
- Считаете, что согласиться - это просить слабость.
Негативные последствия:
- Ребёнок привыкает подчиняться,
- Ребёнок подавляет свои чувства, не слушает себя и не понимает, чего он хочет,
- Ребёнок не умеет выражать своё мнение,
- Ребёнок не знает, как отстаивать свои границы,
- У ребенка низкая самооценка,
- Ребёнок становится неуправляемым,
- Ребёнок делает все наоборот из чувства противоречия.
Это совершенно нормально, если ребёнок иногда вас не слушается, не соглашается и настаивает на своём.
Он - отдельный человек со своими чувствами, мыслями, желаниями и потребностями. Он может чего-то не хотеть, не понимать, сопротивляться.
- Миф 3. За плохое поведение нужно наказывать
Фокус внимания родителей на наказании, а не на научении ребёнка.
Если вы верите в этот миф, то вы:
- Не пытаетесь понять причины поведения ребенка,
- Не видите, что стоит за непослушанием,
- Не пытаетесь помочь ребёнку,
- Не отделяете поступки ребёнка от его личности,
- Воспитываете через страх, угрозы и давление,
- Не уделяете внимание обучению.
Негативные последствия:
- Ребёнок начинает обманывать,
- Его поведение становится хуже,
- Нарушается эмоциональный контакт с ребенком,
- Ребёнок начинает бояться родителей,
- Исчезает доверие между взрослым и ребёнком,
- Ребёнок начинает делать назло, мстить,
- У ребенка формируется низкая самооценка.
Помните! Плохое поведение - это только симптомом.
За ним всегда скрыто какое-то послание ребёнка. Смотрите на плохое поведение ребёнка как на SOS-сигнал о помощи.
- Миф 4. Негативные и сильные эмоции нужно запрещать.
Ребёнок не понимает своих чувств и подавляет их.
Если вы верите в этот миф, то вы:
- Запрещаете злиться: «Злиться плохо», «хорошие люди не злятся»;
- Запрещаете плакать: «Мальчики не плачут», «фу, какая ты не красивая, когда плачешь», «посмотри на себя в зеркало»;
- Обесцениваете чувства: «На обиженных воду носят»,
- Обесцениваете страхи: «Не придумывай», «трусишка- зайка серенький»,
- Запрещаете радоваться: «Если сильно радоваться, потом плакать будешь».
Негативные последствия:
- Ребёнок не понимает своих чувств,
- Он бурно и неадекватно выражает свои эмоции,
- Он подавляет свои эмоции,
- Ребенок не понимает, что чувствуют другие,
- У ребенка возникает аутоагрессия,
- У ребенка формируется низкая самооценка,
- Возникают психосоматические расстройства.
Помните! Все эмоции нужны, все эмоции важны!
Как родители теряют контроль над процессом воспитания?
Стадии потеря контроля родителями:
- Накопление: усталости все больше, задачи решаются на автомате, включается режим экономии энергии, родители выполняют необходимое, но не более.
- Срыв: усталость сменяется нервным истощением, появляются чувства раздражения, злости, бессилия, ни на что нет сил и хочется, чтобы все оставили в покое.
- Деформация: чувства отключаются, теряется смысл жизни, страшно от собственных мыслей. Родители могут жестоко обращаться с ребёнком, эмоционально отвергая его. Из этой стадии сложно выбраться без помощи специалиста
Что делать?
Как же действовать, если ребёнок нарушает правила?
Изменять форму правил. Убедиться в их адекватности. Необходимо доносить правила до ребёнка, убедиться, что он их понял, осознал и принял.
Вводить последствия, конгруэнтные правилам.
Например:
❌ если ты не убираешься в комнате, лишаем тебя сладкого на месяц.
✅ если ты не уберечься в комнате, мы уберём часть игрушек на 3 дня, чтобы тебе было легче убираться.
И подумайте, где вы свернули не туда? Когда вы перестали быть авторитетом для ребёнка? Оцените свои реакции на нарушения правил. Часто проблема кроется в эмоциональном контакте, который является базовой потребностью ребёнка.
Подробнее узнать о домашнем насилии с точки зрения юриста фонда «Дорога жизни» можно здесь