Одной из традиционных теоретических проблем, и даже методологических подходов, в психологии является изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. Однако если сравнительно недавно бихевиоризм ограничивался только описанием поведенческих актов и достаточно субъективной их интерпретацией, то современная психология, имея в виду ее творческие связи с естествознанием, имеет возможность говорить о физиологических механизмах поведения. Традиционным этот вопрос является и в биологии, с точки зрения изучения поведения животных. Однако лишь сравнительно недавно физиологические науки подняли вопрос о поведении человека, что не обошлось без определенного идеологического противостояния. Это обстоятельство в некоторой степени объясняет известную противоречивость позиций, существующую в науке по данному вопросу.
В работах В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. А поэтому поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.
Какое содержание вкладывается в понятие «потребность»?
Здесь имеются определенные семантические сложности. Однако в справочной литературе потребность принято определять как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Однако в этом определении имеется существенная неопределенность. Оно предполагает осознание человеком всех потребностей. Вместе с этим в психиатрии принято выделять неосознаваемые потребности, обозначаемые как влечения (например, в случае клептомании). Да и в нормальной жизнедеятельности человека общепринято выделять инстинкты, что трудно объяснить иначе, чем поведенческие акты, запускаемые неосознаваемыми, чаще всего биологическими и физиологическими, потребностями.
Существуют разные подходы к классификации потребностей. Представляется рациональным разделить их на биологические, физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюционно-иерархическая взаимосвязь. Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики, в частности, возникают все последующие. Это обстоятельство и обусловливает то, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.
Биологические потребности являются инициаторами поведения в интересах сохранения вида. В их основе лежат генетические механизмы формирования. Однако это в полной мере проявляется, если биологическая особь, в том числе и человек, развивается в естественных для данного вида условиях. К числу биологических потребностей принято относить половые, родительские, стадные, миграционные и некоторые другие. Без удовлетворения всех этих потребностей в полном объеме возникает реальная угроза исчезновения вида.
В этой связи следует заметить, что отнесение агрессии к числу биологических потребностей весьма сомнительно. В природе внутривидовой борьбы не существует. А агрессивное поведение представляет собой форму удовлетворения других потребностей— борьбу за полового партнера, пищу, территорию и аналогичные им.
Физиологические потребности отражают существование индивида, то есть конкретной особи, на протяжении его реальной жизни. К их числу относятся сформированные в процессе онтогенеза (как генотипические, так и фенотипические) стереотипные действия очень высокой степени прочности и автоматизмы — привычки. Ведь недаром говорят: «Привычка — вторая натура». Иногда эти привычки достигают уровня физической зависимости, т. е. «выстраиваются» в естественные метаболические процессы и превращаются во зло для человека (например, алкоголизм, наркомания, никотинизм и т. п.). Кроме того, как физиологические потребности рассматриваются оборонительные, территориальные, гомеостатические (потребность в пище, в воде, минеральных веществах, сне, отправлении естественных потребностей), исследовательские (в том числе ориентировочные) и аналогичные им.
Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека. По своему генезу они преимущественно фенотипические, но не исключительно. К ним относят религиозные, эстетические, учебно-познавательные, профессиональные, привычки на уровне психической зависимости, альтруизм — агрессивность и т. п. Не трудно заметить, что всех их объединяет эгоцентризм.
Социальные потребности связаны с интересами общества, формируются они в процессе социального онтогенеза. В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности. Можно указать на патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские, моральные, нравственные, связанные с социально-детерминированной агрессией и др.
Не трудно заметить, что человек в каждый конкретный момент времени может испытывать потребности различных видов, но при этом реализуется поведенческий акт, направленный на удовлетворение только одной из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной из них. Мотивация (от латинского movere —приводить в движение, толкать; синонимы — побуждение, драйв), согласно принятому в психологии толкованию, представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, или осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Следовательно, осознаваема потребность или нет, нормально или девиантно поведение (конечно, при психической вменяемости), в начале поведенческого акта всегда лежит осознаваемая мотивация. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в психологии существует представление о неосознаваемых установках, которое находится в непосредственной семантической близости к понятию мотивация.
Несмотря на определенную терминологическую сложность, все-таки выстраивается вполне четкая последовательность явлений: потребность — мотивация — внешняя активность — удовлетворение потребности, что в целом представляет поведенческий акт.
В настоящее время пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта. Наиболее обоснованными являются концепции отечественного физиолога академика К. В. Судакова, сформированная на основе представлений А. А. Ухтомского о доминанте, и П. К. Анохина о функциональной системе.
В основе любого поведенческого акта (в том числе на основе психологических и социальных потребностей) лежат глубинные биологические процессы. Изменения параметров внутренней среды (осмотического давления, концентрации глюкозы, водородных ионов, температуры и многие другие) являются первоосновой, пусковым механизмом, возбуждающим активность мотивационных центров гипоталамуса и способствующим формированию специфического мотивационного возбуждения, которое, захватывая структуры лимбической системы, обусловливает формирование адекватных реакций со стороны внутренних органов (вегетативные реакции), а также отрицательного эмоционального фона, связанного с наличием еще неудовлетворенной потребности.
Мотивационное возбуждение может быть обусловлено только какой-либо одной потребностью, вытесняющей по механизму доминанты все другие, менее существенные в данной конкретной ситуации.
На силу и динамику мотивационного возбуждения значимое влияние оказывает наличие или отсутствие релизера (от англ. release — освобождение, облегчение), то есть внешнего фактора, облегчающего развитие мотивации, обусловленной той или иной потребностью (например, буфет на фоне пищевой потребности) или угнетение ее (например, очень неприятная информация на фоне пищевой потребности).
Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осознаваемое решение, цель деятельности. По-видимому, здесь же «созревает» мотивационное возбуждение, связанное с психологическими и социальными потребностями.
Очевидно, что принятая цель часто может быть достигнута различными способами. Выбор или формирование программы действия осуществляется ассоциативной корой. Порой эти программы, обеспечивая достижение цели, могут в различной степени соответствовать биологической организации человека, моральным, нравственным или социальным нормам, что приводит к своеобразным (порой, девиантным) поведенческим актам.
Конкретное претворение принятой программы начинается с моторной коры, благодаря функционированию которой приводятся в действие соответствующие двигательные акты, направленные непосредственно на удовлетворение потребности. В случае пищевой потребности — это поиск пищи, захват ее тем или иным способом (купить, украсть) и завершающий акт — ее усвоение. Потребность удовлетворена, поведенческий акт завершен.
Этот финал является основой для возбуждения специфического центра удовлетворения (удовольствия), что приводит к снятию ранее развившихся отрицательных и развитию положительных эмоций в связи с удовлетворением потребности (или антидрайв).
Способ достижения этого состояния или, наоборот, безуспешная попытка фиксируется в памяти, которая является своеобразным банком, хранящим набор программ для удовлетворения в последующей жизнедеятельности.
Кроме того, это специфическая целенаправленная деятельность нормализует силу факторов внутренней среды, первоначально инициировавшей эту деятельность, и открывает тем самым возможность для приведения в исполнение поведенческих актов иной модальности, связанных с иными потребностями.
Предлагаемая схема может рассматриваться как универсальная для объяснения поведенческой активности в связи с не только биологическими, но и социальными потребностями. В последнем случае, по всей видимости, инициирующими моментами служат не факторы внутренней среды (однако, они все-таки выступают конкурентами), а идеи, мысли, суждения, формирующиеся на основе аналитико-синтетической деятельности в лобно-теменной коре, в связи с поступающей туда информацией на базе второй сигнальной системы.
Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), моральным, этическим, социальным и т. п. Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние обозначают термином «депривация» (от англ. deprivation — лишение, утрата). Даже в нашей повседневной жизни с такой ситуацией мы сталкиваемся довольно часто. Достаточно упомянуть следующие виды депривации: сенсорная — полное или частичное лишение внешних раздражителей, социальная — длительное одиночество, половая — лишение сексуальных контактов при наличии либидо и очень много других аналогичных примеров. Все они, как следует из самого понимания потребности и поведения, сопровождаются негативными переживаниями, порой очень сильными, приводящими к нервно-психическим срывам.
В большинстве случаев привыкание, адаптации к такому ограничению не наступает, а наоборот, происходит возрастание мотивационного возбуждения. Однако у сильных личностей, с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного, а иногда и подсознательного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность и связанные с этим негативные эмоции.
В реальной жизни также нередко могут возникать ситуации, когда способ удовлетворения или само удовлетворение той или иной потребности носит антисоциальный характер, противоречит общепринятым нормам морали и нравственности, приносит вред другим людям, а иногда и самому человеку.
Организация человеческого бытия предполагает, что формируется определенная гармония между биологическими, физиологическими, психологическими и социальными потребностями. Возникающую при нарушении этой гармонии форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio — отклонение), или отклоняющееся, поведение.
Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. Они могут быть обусловлены необычностью каждого из звеньев поведенческого акта. Среди них можно выделить следующие:
1. Наследственные, врожденные или приобретенные, органические или функциональные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют отношение к реализации поведенческих актов.
2. Выработанные в процессе психического и физического развития программы действий, по форме неадекватных или нецелесообразных, в том числе как умышленных, осознанных, так и случайных, совершенных без определенного умысла.
3. Неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами.
4. Длительная депривация при сформировавшемся очень сильном мотивационном возбуждении и наличии сильнодействующего релизера.
5. Чрезвычайная сила релизера.
С точки зрения психофизиологической организации, резкой границы между нормальным и девиантным поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических, реже — с биологических позиций. Соответственно с учетом степени вменяемости определяется его оценка — то ли это уголовно наказуемое деяние с принудительным лечением, то ли это состояние, требующее только адекватного лечения с применением, как правило, психокоррекции или психотерапии, реже и не всегда с изоляцией от общества.
Мерами предотвращения случаев отклоняющегося поведения могут служить:
• смягчение депривации (в рамках допустимого);
• устранение релизеров, связанных с депривированной потребностью;
• формирование иной мотивации, по механизму доминанты, вытесняющей и заменяющей неудовлетворенную потребность;
• отрицательное подкрепление, т. е. наказание в этой или иной форме за проступки, связанные с девиантным поведением;
• психофармакологические средства.
В настоящее время девиантное поведение — это еще не до конца понятное и не всегда успешно решаемая проблема.
Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России Иваном Петровичем Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психологическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом.
Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I E) - где: П— поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I— особенности индивида, его природные свойства и характеристики; Е — среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.
Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно — любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано — в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления.
Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы — возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу.
С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). Виртуальное поведение может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В виртуальном поведении используется возможность театрального поведения для достижения цели естественного поведения через создание иллюзии.
Таким образом, виртуальное поведение – проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой виртуального поведения – естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой – театральное поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необходимой для достижения цели скрытого естественного поведения. Иными словами, виртуальное поведение – поведение в виртуальной реальности.
Виртуальное поведение расположено на пересечении естественного и театрального поведения и существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное.
В виртуальном поведении и естественном поведении есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения.
Виртуальное поведение является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Именно этому зрителю (контрагенту) и предназначена иллюзия. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Встреча контрагентов между собой реализуется при помощи каналов трансляции виртуального поведения.
Условие существования виртуального поведения является представление контрагента о существовании «подлинного» поведения.
Виртуальное поведение может быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель его – добиться от контрагента определенного естественного поведения, достижения реальной цели.
Виртуальное поведение основывается на определенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей.
Особенности виртуального поведения:
• иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели;
• оно существует в зазоре между подлинным и неподлинным;
• закон виртуального поведения – закон иллюзий;
• виртуальное поведение – способ управления реальным поведением;
• природа его имеет двойственный характер.
Еще более сложным выступает понятие «виртуальное поведение в виртуальной организации»: происходит объединение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.
Если статья понравилось, то Ваша подписка и лайк будут мне приятны)