Найти тему

Психофизиология поведения индивида

Одной из традиционных теоретических проблем, и даже методологических подхо­дов, в психологии является изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. Однако если сравнительно недавно би­хевиоризм ограничивался только описанием поведенческих актов и достаточно субъ­ективной их интерпретацией, то современная психология, имея в виду ее творческие связи с естествознанием, имеет возможность говорить о физиологических механизмах поведения. Традиционным этот вопрос является и в биологии, с точки зрения изуче­ния поведения животных. Однако лишь сравнительно недавно физиологические науки подняли вопрос о поведении человека, что не обошлось без определенного идеологиче­ского противостояния. Это обстоятельство в некоторой степени объясняет известную противоречивость позиций, существующую в науке по данному вопросу.

В работах В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что пове­дение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. А поэтому поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.

Какое содержание вкладывается в понятие «потребность»?

Здесь имеются определенные семантические сложности. Однако в справочной ли­тературе потребность принято определять как состояние индивида, создаваемое ис­пытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Однако в этом определении имеется существенная неопределенность. Оно предпо­лагает осознание человеком всех потребностей. Вместе с этим в психиатрии принято выделять неосознаваемые потребности, обозначаемые как влечения (например, в слу­чае клептомании). Да и в нормальной жизнедеятельности человека общепринято вы­делять инстинкты, что трудно объяснить иначе, чем поведенческие акты, запускаемые неосознаваемыми, чаще всего биологическими и физиологическими, потребностями.

Существуют разные подходы к классификации потребностей. Представляется ра­циональным разделить их на биологические, физиологические, психологические и со­циальные. Между ними существует эволюционно-иерархическая взаимосвязь. Первич­ными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики, в частности, возникают все последующие. Это обстоятельство и обусловливает то, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.

Биологические потребности являются инициаторами поведения в интересах сохра­нения вида. В их основе лежат генетические механизмы формирования. Однако это в полной мере проявляется, если биологическая особь, в том числе и человек, развива­ется в естественных для данного вида условиях. К числу биологических потребностей принято относить половые, родительские, стадные, миграционные и некоторые другие. Без удовлетворения всех этих потребностей в полном объеме возникает реальная угроза исчезновения вида.

В этой связи следует заметить, что отнесение агрессии к числу биологических по­требностей весьма сомнительно. В природе внутривидовой борьбы не существует. А агрессивное поведение представляет собой форму удовлетворения других потребно­стей— борьбу за полового партнера, пищу, территорию и аналогичные им.

Физиологические потребности отражают существование индивида, то есть конкрет­ной особи, на протяжении его реальной жизни. К их числу относятся сформирован­ные в процессе онтогенеза (как генотипические, так и фенотипические) стереотипные действия очень высокой степени прочности и автоматизмы — привычки. Ведь недаром говорят: «Привычка — вторая натура». Иногда эти привычки достигают уровня физи­ческой зависимости, т. е. «выстраиваются» в естественные метаболические процессы и превращаются во зло для человека (например, алкоголизм, наркомания, никотинизм и т. п.). Кроме того, как физиологические потребности рассматриваются оборонительные, территориальные, гомеостатические (потребность в пище, в воде, минеральных веще­ствах, сне, отправлении естественных потребностей), исследовательские (в том числе ориентировочные) и аналогичные им.

Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают со­хранение психической целостности и полноценности человека. По своему генезу они преимущественно фенотипические, но не исключительно. К ним относят религиозные, эстетические, учебно-познавательные, профессиональные, привычки на уровне психи­ческой зависимости, альтруизм — агрессивность и т. п. Не трудно заметить, что всех их объединяет эгоцентризм.

Социальные потребности связаны с интересами общества, формируются они в про­цессе социального онтогенеза. В определенных условиях они становятся определяю­щими и подавляют все другие потребности. Можно указать на патриотические, об­щественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективист­ские, моральные, нравственные, связанные с социально-детерминированной агрессией и др.

Не трудно заметить, что человек в каждый конкретный момент времени может ис­пытывать потребности различных видов, но при этом реализуется поведенческий акт, направленный на удовлетворение только одной из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной из них. Мотива­ция (от латинского movere —приводить в движение, толкать; синонимы — побуждение, драйв), согласно принятому в психологии толкованию, представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, или осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Следовательно, осознаваема потребность или нет, нормально или девиантно пове­дение (конечно, при психической вменяемости), в начале поведенческого акта всегда лежит осознаваемая мотивация. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в психологии существует представление о неосознаваемых установках, которое находится в непосред­ственной семантической близости к понятию мотивация.

Несмотря на определенную терминологическую сложность, все-таки выстраивается вполне четкая последовательность явлений: потребность — мотивация — внешняя ак­тивность — удовлетворение потребности, что в целом представляет поведенческий акт.

В настоящее время пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта. Наиболее обоснованными являют­ся концепции отечественного физиолога академика К. В. Судакова, сформированная на основе представлений А. А. Ухтомского о доминанте, и П. К. Анохина о функциональ­ной системе.

В основе любого поведенческого акта (в том числе на основе психологических и социальных потребностей) лежат глубинные биологические процессы. Изменения па­раметров внутренней среды (осмотического давления, концентрации глюкозы, водород­ных ионов, температуры и многие другие) являются первоосновой, пусковым механиз­мом, возбуждающим активность мотивационных центров гипоталамуса и способствую­щим формированию специфического мотивационного возбуждения, которое, захваты­вая структуры лимбической системы, обусловливает формирование адекватных реак­ций со стороны внутренних органов (вегетативные реакции), а также отрицательного эмоционального фона, связанного с наличием еще неудовлетворенной потребности.

Мотивационное возбуждение может быть обусловлено только какой-либо одной по­требностью, вытесняющей по механизму доминанты все другие, менее существенные в данной конкретной ситуации.

На силу и динамику мотивационного возбуждения значимое влияние оказывает на­личие или отсутствие релизера (от англ. release — освобождение, облегчение), то есть внешнего фактора, облегчающего развитие мотивации, обусловленной той или иной потребностью (например, буфет на фоне пищевой потребности) или угнетение ее (на­пример, очень неприятная информация на фоне пищевой потребности).

Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осо­знаваемое решение, цель деятельности. По-видимому, здесь же «созревает» мотиваци­онное возбуждение, связанное с психологическими и социальными потребностями.

Очевидно, что принятая цель часто может быть достигнута различными способами. Выбор или формирование программы действия осуществляется ассоциативной корой. Порой эти программы, обеспечивая достижение цели, могут в различной степени соот­ветствовать биологической организации человека, моральным, нравственным или со­циальным нормам, что приводит к своеобразным (порой, девиантным) поведенческим актам.

Конкретное претворение принятой программы начинается с моторной коры, благо­даря функционированию которой приводятся в действие соответствующие двигатель­ные акты, направленные непосредственно на удовлетворение потребности. В случае пищевой потребности — это поиск пищи, захват ее тем или иным способом (купить, украсть) и завершающий акт — ее усвоение. Потребность удовлетворена, поведенческий акт завершен.

Этот финал является основой для возбуждения специфического центра удовлетво­рения (удовольствия), что приводит к снятию ранее развившихся отрицательных и развитию положительных эмоций в связи с удовлетворением потребности (или анти­драйв).

Способ достижения этого состояния или, наоборот, безуспешная попытка фиксиру­ется в памяти, которая является своеобразным банком, хранящим набор программ для удовлетворения в последующей жизнедеятельности.

Кроме того, это специфическая целенаправленная деятельность нормализует силу факторов внутренней среды, первоначально инициировавшей эту деятельность, и от­крывает тем самым возможность для приведения в исполнение поведенческих актов иной модальности, связанных с иными потребностями.

Предлагаемая схема может рассматриваться как универсальная для объяснения по­веденческой активности в связи с не только биологическими, но и социальными потреб­ностями. В последнем случае, по всей видимости, инициирующими моментами служат не факторы внутренней среды (однако, они все-таки выступают конкурентами), а идеи, мысли, суждения, формирующиеся на основе аналитико-синтетической деятельности в лобно-теменной коре, в связи с поступающей туда информацией на базе второй сиг­нальной системы.

Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную по­требность по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), мораль­ным, этическим, социальным и т. п. Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние обозначают термином «депривация» (от англ. deprivation — лишение, утра­та). Даже в нашей повседневной жизни с такой ситуацией мы сталкиваемся довольно часто. Достаточно упомянуть следующие виды депривации: сенсорная — полное или ча­стичное лишение внешних раздражителей, социальная — длительное одиночество, по­ловая — лишение сексуальных контактов при наличии либидо и очень много других аналогичных примеров. Все они, как следует из самого понимания потребности и по­ведения, сопровождаются негативными переживаниями, порой очень сильными, при­водящими к нервно-психическим срывам.

В большинстве случаев привыкание, адаптации к такому ограничению не наступает, а наоборот, происходит возрастание мотивационного возбуждения. Однако у сильных личностей, с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного, а иногда и подсознательного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность и связанные с этим негативные эмоции.

В реальной жизни также нередко могут возникать ситуации, когда способ удовле­творения или само удовлетворение той или иной потребности носит антисоциальный характер, противоречит общепринятым нормам морали и нравственности, приносит вред другим людям, а иногда и самому человеку.

Организация человеческого бытия предполагает, что формируется определенная гармония между биологическими, физиологическими, психологическими и социаль­ными потребностями. Возникающую при нарушении этой гармонии форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio — отклонение), или отклоняющееся, пове­дение.

Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. Они могут быть обу­словлены необычностью каждого из звеньев поведенческого акта. Среди них можно выделить следующие:

1. Наследственные, врожденные или приобретенные, органические или функцио­нальные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют от­ношение к реализации поведенческих актов.

2. Выработанные в процессе психического и физического развития программы дей­ствий, по форме неадекватных или нецелесообразных, в том числе как умышленных, осознанных, так и случайных, совершенных без определенного умысла.

3. Неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами.

4. Длительная депривация при сформировавшемся очень сильном мотивационном возбуждении и наличии сильнодействующего релизера.

5. Чрезвычайная сила релизера.

С точки зрения психофизиологической организации, резкой границы между нор­мальным и девиантным поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических, реже — с биологических позиций. Соответственно с учетом степени вменяемости определяется его оценка — то ли это уголовно наказуемое деяние с при­нудительным лечением, то ли это состояние, требующее только адекватного лечения с применением, как правило, психокоррекции или психотерапии, реже и не всегда с изоляцией от общества.

Мерами предотвращения случаев отклоняющегося поведения могут служить:

• смягчение депривации (в рамках допустимого);

• устранение релизеров, связанных с депривированной потребностью;

• формирование иной мотивации, по механизму доминанты, вытесняющей и заме­няющей неудовлетворенную потребность;

• отрицательное подкрепление, т. е. наказание в этой или иной форме за проступки, связанные с девиантным поведением;

• психофармакологические средства.

В настоящее время девиантное поведение — это еще не до конца понятное и не всегда успешно решаемая проблема.

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России Иваном Петровичем Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего орга­низма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психоло­гическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом.

Поведение индивидов в организации определяется теми правила­ми и ограничениями, которые действуют в ней для достижения постав­ленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I E) - где: П— поведение, функция природных свойств личности, обуслов­ленная внешним окружением в результате социализации; I— особен­ности индивида, его природные свойства и характеристики; Е — среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправлен­ность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно — любое поведение опреде­ляется целью, для достижения которой индивид совершает опре­деленного вида действия. Поведение мотивировано — в любом пове­дении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления.

Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы — возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем опре­деленного вида работу.

С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). Виртуальное поведение может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В виртуальном поведении используется возможность театрального поведения для достижения цели естественного поведения через создание иллюзии.

Таким образом, виртуальное поведение – проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой виртуального поведения – естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой – театральное поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необходимой для достижения цели скрытого естественного поведения. Иными словами, виртуальное поведение – поведение в виртуальной реальности.

Виртуальное поведение расположено на пересечении естественного и театрального поведения и существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное.

В виртуальном поведении и естественном поведении есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения.

Виртуальное поведение является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Именно этому зрителю (контрагенту) и предназначена иллюзия. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Встреча контрагентов между собой реализуется при помощи каналов трансляции виртуального поведения.

Условие существования виртуального поведения является представление контрагента о существовании «подлинного» поведения.

Виртуальное поведение может быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель его – добиться от контрагента определенного естественного поведения, достижения реальной цели.

Виртуальное поведение основывается на определенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей.

Особенности виртуального поведения:

• иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели;

• оно существует в зазоре между подлинным и неподлинным;

• закон виртуального поведения – закон иллюзий;

• виртуальное поведение – способ управления реальным поведением;

• природа его имеет двойственный характер.

Еще более сложным выступает понятие «виртуальное поведение в виртуальной организации»: происходит объединение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.

Если статья понравилось, то Ваша подписка и лайк будут мне приятны)