Найти тему

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО. КЛЮЕВ МОНАСТЫРЬ

На 1907-й год в Орловской епархии числилось 8 мужских и 7 женских монастырей. В 13 из 15 монастырей на сегодняшний день возродилась монашеская жизнь, в 14 из 15 сохранились постройки и храмы или уже восстановлен монастырcкий архитектурный ансамбль. И только Кромской Предтеченский женский монастырь, известный так же как Клюев, практически исчез как на местности, так и из людской памяти. Туда не водят шумные экскурсии «записные краеведы», не осаждают вездесущие паломники. И только редкие энтузиасты, фанаты родного края с трепетом отправляются в Красную Зарю, именно так сейчас именуются Посошки.

Краткая историческая справка (Ромашев В.М., Неделин В.М. Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Орел, Вешние Воды, 2009 г.): Основателем и строителем Предтеченской женской общины был купец и землевладелец Афанасий Петрович Топоров (1810-1887), который по совету известного старца Козельского Оптина монастыря – отца Амвросия начал с 1873 г. хлопотать об открытии в своем имении женской общины. По заверениям местных жителей Топоров по прозвищу «Клюй», сполна попил народной кровушки, к концу жизни раскаялся и решил замолить все свои грехи. Поэтому монастырь получил второе наименование Клюев. Впору вспомнить легендарного разбойника Опту, в честь которого названы два монастыря в регионе.
Для монастыря Топоров пожертвовал участок на небольшой возвышенности, полого спускающейся к речке Лешенке, на месте сельскохозяйственной экономии в сельце Посошки, где на его средства была построена деревянная теплая Казанская церковь, трапезная и помещение для сестер, коих к тому моменту было уже более тридцати. Официально община была открыта 17 июня 1879 г. В тот же день заложили каменный холодный трехпрестольный храм Иоанна Предтечи.

Во время своего расцвета община представляла собой развитый ансамбль, включавший в себя большое количество жилых и хозяйственных построек. Усадебное место обители занимало пространство 5-6 десятин, в центре которого высились два храма – Предтеченский и Казанский. По правую сторону от Казанской церкви размещалось монастырское кладбище. Близ Предтеченского храма, также с правой стороны, был насажен небольшой фруктовый сад, здесь же располагалась пасека, огороженная дощатым забором. Прочие строения общины были деревянными, крытые железом. Стоявший напротив церкви настоятельский корпус с кладовой, построенный в 1889 г. дом, трапезная с каменной кухней, просфорная, четыре больших и четыре малых корпуса для помещения сестер, кладовые с амбарами, ледник, баня с мойкой, дровяной сарай – все эти постройки в 1881 – 1884 гг. были обнесены деревянным забором, а в 1887 – 1890 гг. – каменной оградой с двумя башнями на южной стороне, покрытыми железом. Строения вне ограды были многочисленные: дом для священника – с сараем и амбарами; гостиница; конный и скотный двор – с кухней и маслобойней; каменное здание для рабочих, построенное в 1888 г., амбар; два сарая, молотильный сарай под соломенной крышей. Кроме того, во владении обители находилась мукомольная мельница на реке Кроме, при селе Кутафине, с толчеею и помещениями для служащих.

К 1909 г. в общине насчитывалось 115 сестер. После революции монастырь закрыли и он начал постепенно разрушаться. Были разобраны часть деревянных построек и каменная ограда. В 70-е годы прошлого века был взорван на щебень Предтеченский собор.
В настоящее время от ансамбля сохранились только здания столовой и пекарни, просфорная, общинный подвал и склеп, в котором в подклете Предтеческого собора была похоронена, видимо первая настоятельница монастыря. Сейчас в земле на месте собора зияет небольшой проем склепа, кости усопшей, в свое время долго таскали по деревне собаки да местная детвора.

Желание посетить Красную Зарю возникла достаточно давно, но как говорится «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». И вот этот день настал. Одним солнечным майским утром шумный компактный отряд Орловской Походной Группировки собрался на автовокзале, доукомплектовав под завязку посадочные места автобуса следующего по маршруту Орел – Дмитровск и покатил в «поля, леса Орловщины». В Кромах в автобус «ввалилась», возвращавшаяся с рынка, шумная ватага жителей Кромского района. Основную массу составляли насельники «фольклорного» села Бельдяжки. Шутки про Жанну Фриске почему-то не зашли: «Что там Фриске, к нам со всей России едут у знака «Бельдяжки» фотографироваться!» Но нам «в Бельдяжки нельзя», весь состав был безнадежно женат и поэтому высадился у поворота на Кутафино

-2

и по старому большаку Кромы – Севск, который видимо, считался дорогой в иные, блистательные миры отправились в Кутафино. Именно этой дорогой бежали от опостылевшей действительности лесковские герои: Настя Прокудина со Степаном и Иван Северьянович Флягин.

-3

Дом культуры в Кутафино
Дом культуры в Кутафино

Прекрасный безмятежный майский день с жужжанием майских жуков и пением жаворонков нарушали только барражирующие в небе вертушки и самолеты, патрулирующие приграничные территории, напоминающие о том, что в какой-то сотне километров идет противостояние, которое без сомнения изменит геополитическое строение мира. Первая остановка у кутафинской церкви Тихвинской иконы Божией матери,

-6

-7

отстроенной в камне в первой трети XIX века. Храм функционировал до 1939 года, во время войны был переоборудован под огневую точку и до момента начала реставрации, в алтарной части можно было увидеть бойницы пулеметных гнезд. Здесь же у храма одинокий могильный камень, под которым похоронен последний священник Клюева монастыря, который после закрытия обители, служил в приходском храме.
Форсируем Крому по ветхому мосту

-8
-9

и распугивая зайцев доходим до городища Кутафино, известное также как Монастырское.

-10
-11

В XI-XII вв здесь был средневековый город, прекративший свое существование с монголо-татарским нашествие. В середине прошлого века на городище проводила разведку Верхнеокская археологическая экспедиция Института археологии АН СССР под руко-одством Т. Н. Никольской. В Смутные времена за оплывшими валами укрывалась ставка Лжедмитрия I. Но подробностей о существовании поселения немного. Зато местные точно знают, что на «кургане» Топоров откопал две бочки с золотом, на которое и отстроил монастырь.

Совсем неподалеку окраина Красной Зари. Найти следы монастыря с налета не получилось. Нарезав круг по деревне,

-12
-13

вызвав немалый интерес немногочисленных жителей, вынуждены были обратиться к местным. Общались много, с разными семьями,

-14

люди невероятно оживали видя наш интерес к истории их села. Здесь же в селе сохранилось единственное каменное здание монастырского комплекса – пекарня, в руинированном виде.

-15

-16

-17

А сам монастырь оказался в самом начале нашего маршрута по населенному пункту. То что мы прошли мимо совсем немудрено. В центре бывшего монастырского комплекса сейчас во всей красе возвышается элеватор. И только в зарослях разыскали крест установленный на месте Предтеченского собора,

-18
-19

проем склепа,

-20

да остатки ледника. Наиболее сохранными оказались деревянные постройки: дом священника, да видимо покои настоятельницы. В одном из домов намертво прикручен к стене крест когда-то венчавший один из храмов.

-21

Сделав привал за околицей села у памятного знака на высотке на месте падения 3 августа 1943 г. советского самолета 59 ШАП,

-22

-23

отправились в конечную точку нашей миниэкспедиции Красную Рощу. Где подразумевалась загрузка в рейсовый автобус.
На подходе к финиши другой памятник, другой войны, Гражданской.

-24

Именно здесь под Кромами в 1919 году решалась судьба молодой Советской власти. Ударными частями, остановивших продвижение Добровольческой армии на Москву, выступили Латышские и Эстонские стрелки и Червоные казаки. В Должонках памятник уникальный, он по-моему, единственный, где есть фамилии захороненных бойцов.
Ну а в Красной Заре нас ждал автобус и недоумение местных жителей от количества понаехавших. Не всем хватило сидячих мест….

-25

Оставайтесь с нами на одной волне, скучать Вам точно не придется.

Фотоальбом
https://vk.com/album-141899664_291571535

Д. Федорищев