Не читайте эту статью и, конечно, ни в коем случае не смотрите кино, если веруете в то, что:
- Золотые времена были при Сталине
- Все репрессии и «красные терроры» выдуманы
- А если не выдуманы, то сильно преувеличены и так им всем и надо, сами виноваты
- «Дела врачей» не было»
- Впрочем, как и антисемитизма
- и так далее, и тому подобное
Почему я начинаю с такого неприятного вступления? Честно, устала от оскорблений, связанных с этой темой. Я не из тех людей, кто говорит «спасибо дедушке Ленину и дядюшке Сталину за наше счастливое детство». Не нужно мне ничего доказывать, пожалуйста. Просто не тратьте ни мои нервы, ни свои. Обсудите где-нибудь на других каналах, как прекрасен стал мир с приходом к власти Иосифа Виссарионовича и какие все глупые эти наивные блогеры, что верят в лагеря.
Надеюсь, с эти разобрались, и теперь о фильме, который я посмотрела по совету подписчицы, за что очень ей благодарна.
🎬За нас с вами (2023)
Фильм Андрея Смирнова. Того самого Смирнова, что известный актер (например, по роли Бунина в «Дневник его жены») и что известный режиссер, потому как я уверена, что по крайней мере два его фильма вы все точно видели. Это «Осень» 1974 года и «Белорусский вокзал» 1970 года.
О чем же последний фильм Смирнова? О любви. И о людях. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей в обыкновенной московской коммунальной квартире начала 50-ых годов прошлого столетия. Если точнее, то перед нами конец 1952-го, начало 1953 года. Всего несколько месяцев, в очередной раз перевернувших мир.
В центре истории – семья Петкевичей:
- Профессор философии Пётр Казимирович (Андрей Смоляков)
- Его супруга дворянских кровей, домохозяйка Ангелина Фёдоровна (Ирина Розанова)
- Их дочь Ариадна, которую все называют Дина (Юлия Снигирь)
- Её муж Борис (Александр Устюгов)
Да, друзья, забыла предупредить про Юлю Снигирь, ибо для многих она как красная тряпка для быка – вижу Снигирь, не смотрю кино. Не буду ни в чем убеждать, у меня ни разу за все 2,5 часа, пока шёл фильм, вопросов к ней не возникло. И, забегая вперед – все актеры (и главные, и второстепенные) мне очень понравились. Все на самой высокой ноте, нет ничего и никого лишнего.
Дина уже 8 лет трудится редактором в издательстве, Борис - член партии, они воспитывают сына и живут все вместе с родителями Дины в одной комнате, мастерски разделенной на «трехкомнатную квартиру», даже, пожалуй, четырехкомнатную, потому что ними проживает (спит на сундуке) еще и помощница по хозяйству. Вот уж просто интеллигентные буржуи на фоне остальных жителей коммуналки.
Что по соседям: из приличных семей – врачи Дорфманы (Леонид Ярмольник и Галина Тюнина). Все остальные косо смотрят и элементарно завидуют. Из малого – тому, что на Новый год у Петкевичей гусь и шампанское, зависть покрупнее – то, что Петкевичи просто не воспринимают культ личности.
Соседи-алкаши сначала осуждают всех врачей-убийц (а среди них, как вы понимаете, даже живет такой), потом демонстративно убиваются ввиду того, что Сталин умер и пеняют Дине, что она не бьется головой об пол вместе с ними. Личности умирают, а культ все еще остается.
Семья Петкевичей – как зарубцевавшаяся язва на сквозь израненном теле, посыпанном солью. Тем и бесят. Они изысканны и интеллигентны. Они пытаются жить, как раньше, говорить, как раньше, думать, как раньше.
- Едят из красивой посуды
- Слушают музыку
- Читают стихи
- Имеют наглость прилично и опрятно выглядеть
- Покупать творог и рыбу, выстаивая очереди
- И даже (это просто верх цинизма!) – готовить новогодний оливье по классическому рецепту, без картошки
Ангелина Фёдоровна – слишком аристократка, Пётр Казимирович – слишком умный, Ариадна – слишком красива.
Все у них слишком, включая желание жить и любить. Петкевичи ценят прекрасное, и не ценят культ личности Сталина, в этом их страшный грех.
Но в семью приходит беда. «Забирают» Петра Казимировича, ибо быть таким философом, как хочется, в такие непростые времена, мягко говоря, нельзя. Разваливается и пятнадцатилетний брак Дины с Борисом, который уходит, хлопнув дверью, под тяжестью косвенных обвинений, что это именно он донес на «философствования» тестя. Кстати, думается мне, что Боря не виноват, а просто нашел повод и выбрал удачный момент, чтобы слинять.
Потому как он мог и раньше настучать, но почему-то не делал этого, а молча за ужинами выслушивал антисоветские разговоры. Плюс – он взял на работу, нарушив все запреты, бывшего военнопленного Василия, что тоже говорит о том, что как человек он неплохой. Как муж – не очень, да. А еще, именно Борис – автор шедеврального тоста, давшего название фильму:
«За нас с вами и за 🤫ер с ними»
И, думаю, не стоит объяснять, какие смыслы скрывают эти несколько слов.
Дину совершенно логично увольняют с работы, как дочь врага народа. Денег нет. Вообще. Отец непонятно, где и нужно пытаться узнать, что с ним. Муж ушел и не обещал вернуться, лучшая подруга и коллега Зина Лурье, да, тоже еврейка (Ксения Раппопорт), утешает, что мужиков вокруг полно, и это действительно так. Вокруг красавицы Дины и аспирант, сохранивший запретную рукопись её отца Олег (Иван Добронравов), и молодой капитан госбезопасности Ваня (Александр Кузнецов), по уши влюбленный и помогающий сдвинуть дело Петра Казимировича с мертвой точки…
Страшное время военное. Но не менее страшное – послевоенное. Казалось бы, жить и радоваться. Но нет. Возобновляются аресты как в 30-ых, людей отправляют в лагеря, их родственников увольняют, оставляя семьи без средств к существованию, на всех кухнях ведутся разговоры о капиталистах, мечтающих захватить Советы. Все живут в страхе и по большей части в нищете.
«Мы терпеливы, как никто на свете. Можем вынести то, что другим и не снилось. Не выносим мы только три вещи: чужой ум, красоту и талант».
В фильме нет ни одной страшной сцены. Но как же это страшно. Страшно, что такое жестокое отношение к людям, победившим в войне. Страшно, когда пляшут в избе под «Дорога на Берлин» Утесова бывший пленный Василий с Курской дуги и его беременная жена Раиса. Пляшут от отчаяния, от бессилия, от несправедливости. Страшно от осознания того, скольких людей перемолола эта мясорубка.
«В этой проклятой стране выживет только любовь»