1. Джереми Свист (англ. Jeremy J. Swist, род. 20 марта 1989) - профессор классики и древней истории из Бостона, США. Преподаватель кафедры классических и ранних средиземноморских исследований Брандейского университета. Его страсть к хэви-металу и древнему миру классической Греции и Рима развивалась одновременно, и они всегда были переплетены. Работы Джероми на музыкальную тематику можно найти в его блоге Heavy Metal Classicist: https://heavymetalclassicist.home.blog/
«Я был заядлым слушателем хэви-метала с начала средней школы, примерно с того времени, когда я начал изучать латынь. Я ездил на музыкальные фестивали, поддерживая как местных, так и международных исполнителей. Поэтому двум моим мирам - классической музыке и хэви-металу - суждено было столкнуться».
Свист занимается имперской греческой и римской историографией, с акцентом на позднюю античность и на эпоху императора Юлиана.
В ходе своих исследований он обнаружил длинный список хэви-метал групп, которые ссылаются на римских императоров (более 400 песен с упоминанием императоров), используют символику, связанную с римлянами, и в целом черпают вдохновение из истории Древнего Рима.
Как вы нашли свой путь к преподаванию и изучению классики?
Я вырос в Бостоне и каждое лето приезжал с семьей в штат Мэн. Мне нравилось там, и я очень любил морепродукты, поэтому мне казалось, что быть лобстером на воде - это очень привлекательно.
Однако в седьмом классе у меня был эксцентричный учитель географии, который был полным чудаком. Он действительно вдохновил меня на то, чтобы стать учителем. Он был полным чудаком, который показал мне, что я могу быть абсолютно самим собой и преподавать людям предмет, который мне нравится.
Только в колледже я начал изучать древнюю историю и классическую литературу. Затем я понял, что хочу стать профессором колледжа, чтобы исследовать и преподавать эти темы.
Когда вы узнали, что хэви-метал группы черпают вдохновение в Римской империи?
В 2018 году я закончила работу над диссертацией, посвященной историографической рецепции семи царей Рима в эпоху Римской империи. Когда я представил готовый продукт, я понял, что провел два года, безостановочно посвящая себя исследованию. После этого я не знал, что делать с собой и своим свободным временем.
Мой профессор предложил мне найти что-то другое, о чем можно было бы написать. Узнав о востребованности Римской империи в музыке хэви-метал, я понял, что это то, что я хочу изучить. Я видел, что есть темы, которым можно уделить больше внимания.
Что вдохновляет исполнителей хэви-метала писать песни о Римской империи? Что делает эту тему популярной?
Увлечение, симпатия и даже идентификация с "плохими парнями". Экстремальный металл, особенно дэт-метал, часто обращается к антихристианским символам, чтобы бросить вызов "статус-кво". Это связано с Римской империей из-за предполагаемой жестокости многих императоров по отношению к христианству.
Большинство первоисточников о преследованиях христиан в Древнем Риме были написаны с точки зрения самих христиан. Христиане использовали свою идентичность как жертвы римских преследований.
Эти преувеличения сформировали нарратив о том, что древние римляне были злыми. Поэтому музыканты встали на сторону древних римлян в результате противостояния христианству, самой крупной религии в современном обществе.
Самые популярные императоры в метале - это императоры с репутацией не только жестоких гонителей христиан, но и беспрепятственного осуществления власти, жестокости и плотских аппетитов, поэтому Калигула и Нерон занимают первое место в списке. Хэви-метал празднует крайности свободы, экстравагантности и трансгрессии против всех систем конформизма и контроля. Поэтому стереотипные "плохие" императоры, созданные как Голливудом, так и древними источниками, такими как Светоний, как нельзя лучше подходят для хэви-метала.
Как вы думаете, почему исполнители продолжают ссылаться на Римскую империю?
Здесь смешиваются два явления.
Люди европейского происхождения пытаются вернуть подлинность и сохранить наследие через романтизацию повествований о дохристианской и досовременной Европе. Это явление может привести к опасным политическим последствиям, поскольку оно может быть легко совместимо с реакционной и правой политикой, даже с фашизмом.
«Деколониальный» элемент вышеупомянутого явления проявляется в восприятии христианства как иностранной религии, которая захватила и стерла коренные европейские традиции. Группы в других частях света, например, в Центральной и Южной Америке, также обращаются к доколониальной истории и культуре (например, ацтеки) как к способу деколонизации и неприятия современных условий, созданных европейским колониализмом.
Почему важно контекстуализировать современные ссылки на классические исследования?
Ценно посмотреть на другие формы СМИ, чтобы увидеть, как они формируют у людей представление о спартанцах, римлянах и т.д. Мы должны признать и критически взглянуть на массу других потребляемых медиа.
Фильмы, видеоигры и другие медиа в цифровую эпоху освещают такие темы, как падение Римской империи. Эти источники подсказывают историкам лучший способ привлечения и общения с широкой публикой, чтобы дать ей лучшее понимание этих тем.
Это может разрушить барьеры между академическим миром и общественностью.
Что бы вы посоветовали студентам, желающим найти свою страсть?
Если что-то кажется интересным, то занимайтесь этим - даже если это не связано с вашей планируемой карьерой. Сегодня, в силу различных экономических идеологий и условий, существует такое давление, что все, что вы изучаете, должно быть направлено на вашу карьеру.
В классическом образовании многие наши студенты не стремятся стать академическими профессорами. Однако те предметы, которые мы преподаем, являются жизненными уроками независимо от того, чем студенты планируют заниматься.
Я убежден, что если вы находите что-то интересным, то изучать это не менее ценно. Мы созданы для того, чтобы быть не просто работниками. В жизни есть нечто большее, чем просто производительность.
Библиография:
- Jeremy J. Swist. Les légions du soleil noir: Classical Antiquity & Far-Right Politics in French Heavy Metal. / https://antiquipop.hypotheses.org/eng/9958eng?fbclid=IwAR0MUZHcfKVppuR_P52IIwgPObYxFcWn5w1f_W8XYCgJCMVJ2wvWM6j
- Jeremy J. Swist. Satan's Empire: Ancient Rome's anti-Christian appeal in extreme metal./ Metal Music Studies, Vol. 5, Issue 1, 2019.
- Jeremy J. Swist. Why is Heavy Metal Music Obsessed with Ancient Sparta? / classicalstudies.org.
- Jeremy Swist. Enjoy My Flames. On heavy metal’s fascination with Roman emperors, 2022.
- Кристофер Ф. Б. Флетчер (англ. Kristopher F. B. Fletcher).
Уэслианский университет, бакалавр, окончил с отличием по классике, год учился в колледже в Афинах.
Степень магистра: Американская школа классических исследований в Афинах, студент-ассоциированный член.
Доктор философии: Мичиганский университет, доктор философии, классика, диссертация: Овидий, мифография и перевод мифа. Председатель: Джей Рид.
Ассистент профессора - иностранный язык и литература.
Область интересов: Августовская поэзия, мифология и мифография, греческий и римский эпос, эллинистическая поэзия, переводоведение, постколониальная теория, историческая фантастика.
Библиография:
- Kristopher Fletcher. The Metal Age — The Use of Classics in Heavy Metal Music. / Amphora, №12 (1), 2015, pp. 1, 8—9.
- Kristopher Fletcher. Classical Myth and History in Heavy Metal: Power, Escapism and Masculinity. (comunicación leída en el panel «The Enduring Reception of Greek and Roman Antiquity by Heavy Metal Bands» en el 110th Annual Meeting of the Classical Association of the Middle West and South, 2nd-5th April 2014, Waco, Texas).
- K. F. B. Fletcher, Osman Umurhan. Classical Antiquity in Heavy Metal Music, 2019.
- Амаранта Сагуар Гарсия (исп. Amaranta Saguar García)
Учебное заведение: Мадридский университет Комплутенсе.
Факультет: Филологический факультет. Кафедра испаноязычной литературы и библиографии (Edificio D).
Академическая категория: профессор-исследователь (Programa de Atracción Talento. Modalidad 1).
Амаранта Сагуар Гарсия получила степень бакалавра испанской филологии в Мадридском университете Комплутенсе (2004-2009) и степень доктора философии в области средневековых и современных языков в Оксфордском университете (2010-2013), где она также получила степень магистра (2009-2010). С 2013 по 2017 год она работала постдокторантом Немецкого академического фонда в Университете Аугсбурга (2013-2014) и Фонда Александра фон Гумбольдта в Университете Мюнстера (2015-2017), а также научным сотрудником (wissenchaftliche Mitarbeiterin) в проекте "Voraussagen zwischen okkultem Wissen und Wissenschaft" (DFG GE 2363/1-1) в Университете Трира (2014-2015). В 2017-2018 учебном году она работала преподавателем испанского языка в Высшей нормальной школе Лиона (фр. École normale supérieure de Lyon, ENS Lyon), а в 2018-2019 учебном году - профессором-доцентом в UNED. С 2019 года она является бенефициаром гранта Programa Atracción Talento de la Comunidad de Madrid (modality 1) в Universidad Complutense de Madrid, где она разрабатывает проект "La tradición iconográfica de Celestina: materialidad y recepción de las ediciones ilustradas en la Edad Moderna (IcoCel)" (2018-T1/HUM-11717) и преподает предметы в магистратуре по испанскому языку и литературе и в магистратуре по литературоведению.
В исследованиях Амаранты можно выделить три основных направления. Во-первых, испаноязычная литература XV века, ее восприятие и влияния в Европе раннего нового времени, особенно произведения, известного как "Селестина". В этой области она опубликовала многочисленные работы по вопросам интертекстуальности, перевода, истории редактирования, материальной библиографии, передачи, редактирования, изменения смысла и иконографии. Это основа для ее нынешнего исследования, которое заключается в определении места гравюр иллюстрированных изданий "Селестины" в европейской традиции передачи драматических текстов с иллюстрациями.
Во-вторых, Амаранта Сагуар Гарсия изучает присутствие средневековой испаноязычной истории и литературы в современной популярной музыке, особенно с точки зрения хэви-метала и темной сцены, что привело к созданию досье "Repercusión de la Edad Media hispánica en la música popular contemporánea" Ассоциации испаноязычной средневековой литературы (AHLM: 2018) и серии книжных глав в томах коллекции Emerald Studies in Metal Music and Culture.
Наконец, третье направление исследований Амаранты Сагуар Гарсия лежит в области цифровых гуманитарных наук и связано с созданием инструментов и электронных изданий, таких как сайт "Европейская иконография Селестины" ("Parnaseo. Servidor Web de Literatura Española") (в процессе создания) или ее издание "Fisonomía natural y varios secretos de la naturaleza" Иеронима Кортеса (Hispanistik Trier / Romanica Treverensis: 2015).
Библиография:
- Amaranta Saguar García. The Middle Ages as Identity Marker in Heavy Metal: The Spanish Case, 2018.
- Amaranta Saguar García. Presencia del Cid en el Heavy Metal en relación al auge y al declive de algunos de sus subgéneros / Monografías Aula Medieval, 6, 2017, pp. 75—90.
- Amaranta Saguar García. Spanish and non-Spanish Perspectives on El Cid in Heavy Metal: Cultural. Vindication, Cultural Appreciation and anti-Muslim Attitudes / Medievalism and Metal Music Studies: Throwing Down the Gauntlet (Emerald Studies in Metal Music and Culture), 2019.
- Amaranta Saguar García. The Return of El Cid: The Topicality of Rodrigo Díaz in Spanish Heavy Metal. / Medievalism and Metal Music Studies: Throwing Down the Gauntlet (Emerald Studies in Metal Music and Culture), 2019, pp. 93—106.
- Amaranta Saguar García. Medievalising Narratives in Heavy Metal: When Fascist and Non-Fascist Discourses Are Indistinguishable, 2020.
- Хелена Гонсалес Вакерисо (исп. Helena González Vaquerizo).
Доцент кафедры классической филологии Мадридского автономного университета.
Хелена Гонсалес Вакерисо получила степень доктора философии по классической филологии в Мадридском автономном университете. В 2013 году она защитила диссертацию "La Odisea cretense y modernista de Nikos Kazantzakis" (Европейское упоминание и чрезвычайная премия, UAM).
Проходила обучение на кафедре классической филологии этого университета, где работает с 2011 года. Она также получила степень магистра в области подготовки учителей для обязательного среднего образования и бакалавриата, профессионального обучения и преподавания языков: греческая специализация (UNED, 2013) и получила степень эксперта в области университетского преподавания (UAM, 2012).
Хелена Гонсалес Вакерисо прошла постдокторскую стажировку в Гарвардском университете (США) по программе Хосе Кастильехо, а также в Национальном университете Юга (Аргентина) и Государственном университете Рио-де-Жанейро (Бразилия) благодаря грантам JPI-Santander.
Исследования Хелены Гонсалес Вакерисо сосредоточены на воспритятии классической культуры в наши дни и неоэллинских исследованиях, с особым вниманием к творчеству Никоса Казантзакиса.
Она входит в исследовательскую группу "Literatura, comparatismo y recepción desde la Antigüedad hasta hoy" (LITTERAE) и в проект "Marginalia Classica: Recepción Clásica y cultura de masas contemporánea. La construcción de identidades y alteridades” (PID2019-107253GB-100) (2020-2023). Является президентом испанской секции Международного общества друзей Никоса Казантзакиса и ученым секретарем Университетского института женских исследований (IUEM).
Хелена Гонсалес Вакерисо преподает предметы, связанные с классическим и современным греческим языком, классической литературой и традициями на нескольких факультетах философии и искусств.
Она опубликовала множество работ в научных журналах и коллективных трудах в Испании и за рубежом. Постоянный участник национальных и международных конференций, посвященных как исследованиям, так и преподаванию, с 2014 года Хелена координирует инновационный проект по преподаванию "Kybernetes", который послужил основой для создания данного МООК по введению в классический греческий язык.
Библиография:
- Helena González Vaquerizo. Heavy Rome-Roma de metal. La imagen de Roma en el heavy metal y el metal. / En los márgenes de Roma: La Antigüedad romana en la cultura de masas, 2019, pp. 39—62.
- Helena González Vaquerizo. Classical Heroes in the Heavy Metal. / The Hero Reloaded: The reinvention of the classical hero in contemporary mass media, 2020, pp. 51–72.
- Имке фон Хелден (Imke von Helden)
С 2020 г. - Управляющий директор Центра компетенций для обучения и карьеры Кобленца (Университет Кобленца).
2017 - Докторская степень по скандинавским исследованиям (Университет Альберта-Людвига во Фрайбурге).
с 2015 г. - Координация университетского языкового центра (Университет Кобленца).
2014 – 2015 - Преподаватель скандинавских исследований с акцентом на культурные исследования (Альберт-Людвигс-Университет Фрайбурга).
2013 – 2018 - Редактор Metal Music Studies (Intellect).
2010 – 2015 - Научный ассистент в исследовательской группе DFG "Исторические жизненные миры" ("Historische Lebenswelten") (Альберт-Людвигс-Университет Фрайбурга).
2010 – 2015 - Докторский проект «Норвежское самобытное искусство - культурная идентичность в норвежской металлической музыке» ("Norwegian Native Art - Cultural Identity in Norwegian Metal Music").
2009 – 2012 Член руководящей группы серии конференций "Музыка, металл и политика
2006 – 2010 Преподаватель немецкого и английского языков во Фрайбурге и CH-Базеле
2005 Изучение английской филологии (Университет Ольстера, НИР-Колерейн)
2001 – 2006 Изучение северогерманской и английской филологии (Университет Альберта-Людвига во Фрайбурге)
Также Имке фон Хелден является вокалисткой группы Chaos Rising.
Библиография:
- Imke von Helden. Scandinavian Metal Attack: The Power of Northern Europe in Extreme Metal. / Heavy Fundametalisms: Music, metal and Politics, 2009, s. 31-41.41.
- Imke von Helden. Barbarians and Literature - Viking Metal and its Links to Old Norse Mythology. / The Metal Void: First Gatherings, E-Book, 2010, s. 257-264.
- Мигель де Лис (Miguel de Lys) - испано-французский журналист, путешественник, большой поклонник тяжелой музыки и любитель истории. Создатель канала на ютубе: https://www.youtube.com/c/MigueldeLys/featured, на котором он выкладывает видеоролики, рассказывающие историю создания композиций, основанных на реальных исторических событиях. Мифологические и литературные сюжеты он также не обделяет своим вниманием.
Теперь давайте упомянем российских исследователей, которые занимаются изучением метал-музыки в контексте культуры и искусства (их можно легко пересчитать по пальцам одной руки).
- Александра Сергеевна Колесник — историк, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ), старший преподаватель Школы истории ФГН НИУ ВШЭ.
Доцент: Факультет гуманитарных наук / Школа исторических наук.
Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
Образование, учёные степени:
2010 - Специалитет: Российский государственный гуманитарный университет, факультет: Истории, политологии и права, специальность «История», квалификация «Историк. Преподаватель истории».
2013 - Магистратура: Высшая школа экономики, факультет: Истории, специальность «История знания в сравнительной перспективе».
2016 - Аспирантура: Высшая школа экономики, факультет: Истории, специальность «07.00.09 Истории идей и методологии исторической науки».
2017 - Кандидат исторических наук.
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки:
- Германия, Берлинский университет им. Гумбольдта, участие в Летней школе «The Globalisation of Musical Analysis – Between Meisterwerk-Ästhetik and Textual Studies» (июль – август 2012 г.)
- Великобритания, Университетский колледж Лондона, научная стажировка (январь – июнь 2015 г.)
Профессиональные интересы:
История и социология знания, история музыки, новая культурная история, социология культуры, британская популярная музыка.
Библиография:
- Колесник А.С. The Number of the Beast: фантастический мир хеви-метала // Политика массовой культуры: Материалы конференции студентов и аспирантов, 19-20 апреля 2013. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
- Колесник А. С. Тяжелая металлическая оболочка. Почему в хеви-метале популярны средневековые образы.// https://iq.hse.ru/news/219649062.html
- Колесник А. С. Фантастическая тематика в российской хэви-музыке 1980-1990 гг. // Русская рок-поэзия: текст и контекст, 2019.
- Колесник. А. С. Стальные воины: репрезентация машин и техники в британском хеви-метале 1980-х годов. // Художественная культура. 2021. Т. 4. № 39. С. 362-381.
- Владимир Гончаров (Воронеж).
В 2000 году закончил обучение на историческом факультете Воронежского государственного университета. Кандидат наук.
Библиография:
- Гончаров В.А. Древнеримская тема в итальянской музыке начала XXI века.
- Гончаров В.А. Пунические войны и их герои в современной музыкальной культуре / В. А. Гончаров // Пунические войны : история великого противостояния. Военные, дипломатические, идеологические аспекты борьбы между Римом и Карфагеном : монография. – СПб., 2017.
Группа Вконтакте: Древний мир и средние века в современной музыке: https://vk.com/history_in_music
- Андрей Герасимов (род. 5 января 1982) из г. Орел написал ряд статей для музыкального журнала «DarkCity»:
- Аббатство в дубовом лесу / DarkCity, №64, 2011.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2011/10/blog-post.html
- Питер Брейгель Старший - Триумф Смерти / DarkCity, №65, 2011.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2012/03/blog-post.html
- Альбрехт Дюрер - Рыцарь, Смерть и Дьявол / DarkCity, №66, 2012.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2012/03/blog-post_02.html
- Джон Хоу - Темная Башня / DarkCity, №67, 2012.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2012/05/blog-post.html
- Караваджо - Юдифь и Олоферн / DarkCity, №68, 2012.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2012/08/
- Поль Гюстав Доре - Иллюстрация к поэме «Потерянный Рай» Джона Мильтона/ DarkCity, № 70, 2012.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2012/12/blog-post.html
- Теодор Северин Киттельсен – Чума на лестнице / DarkCity, №72, 2013.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2013/
- Телескоп Хаббл – Столпы Творения / DarkCity, №72, 2013.
http://artandmusicaok.blogspot.com/2013/04/blog-post.html
В своем блоге «Archives of Khazad-Dum» (http://archivesofkhazad-dum.blogspot.com/) Андрей публикует тематические подборки обложек метал-альбомов, на которых изображены картины известных художников.
- Янина Рапацкая – дизайнер, журналистка и исследовательница русского блэк-метала.
Родилась в 1990 году в Иркутске. Выпускница специалитета Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова по специальности художник-график (2014).
Янина обучалась также в Wonkwang Korean School и изучала дизайн в Typomania School и Школе дизайна НИУ ВШЭ. В последнем учебном заведении она теперь ведёт «Дизайн и программирование», преподаёт в Bang Bang Education онлайн-курс «Мультимедийный проект на Readymag» и занимается UI/UX-дизайном для HSE DESIGN LAB.
Кроме того, Янина ведет телеграм-канал «цирк с козлами». Одна из авторов сборника «Новая критика. Звуковые образы постсоветской поп-музыки».
Из увлечений больше всего интересуется визуальной культурой блэк-метала:
«Кажется, впервые я услышала блэк-метал, когда лет в 13–14 мне подарили диск Impaled Nazarene. До этого я слушала в основном готик-метал и дарквэйв. Музыка IN меня зацепила (именно музыка, потому что это был самопальный CD-R без текстов и картинок), хотя не могу сказать, что с тех пор я полностью перешла на блэк, но из виду его никогда не теряла.
В прошлом году я поступила в аспирантскую школу по искусству и дизайну в НИУ ВШЭ с совершенно другой темой — я собиралась в академических рамках продолжить работу над другим проектом, связанным с интерактивной литературой. Но уже после первого организационного собрания аспирантов стало понятно, что книга за 12 лет мне надоела, и если продолжить работу над этой безопасной, но совершенно исчерпанной для меня темой, я предам свою же идею, которую пытаюсь донести до своих студентов: хотя бы во время учебы стоит рассказывать только о том, что на самом деле интересует.
Ночью я написала руководительнице аспирантской школы, что меняю тему, а на следующий день пошла посоветоваться с Евгением Вороновским, моим коллегой по Школе дизайна. Я уже точно знала, что буду писать про визуальное в музыке, но нужно было сформулировать тему конкретнее. Мы опять же начали с безопасных тем вроде рисованного звука, но потом в разговоре возник блэк-метал, и я загорелась этой идеей, потому что тут действительно есть жестко кодифицированный визуальный язык и набор образов, а подход к ним может меняться в зависимости от поджанра, взглядов музыкантов и национальной культуры.
Далее я определилась с материалом: решила взяться только за блэк-метал из России, потому что имею к нему непосредственный доступ — какие-то знакомства, возможность посещать концерты, читать интервью и тексты на родном языке, да и культуру нашу в целом я знаю лучше, чем другие.
— Что включает в себя визуальная культура блэка?
— Оформление альбомов, буклетов, постов в социальных сетях, мерч, зины, музыкальные клипы, фотосессии, сценический образ музыкантов и прочие артефакты, рассматриваемые в культурном контексте. Сейчас я изучаю аутентичные для российского блэк-метала темы, визуальные приемы и различные проявления локально-территориальной идентичности, то есть то, как местные группы пытаются быть аутентичными и вписываться при этом в рамки жанра: корпспейнт, шипы, черно-белые обложки, нечитаемые логотипы, антихристианская символика (конечно, у нас она меняется с поправкой на православие), природа, дохристианская образность и т. д., то, как они перерабатывают работы российских художников и используют национальные клише. Например, есть какое-то количество современных групп, которые играют в основном атмосферный блэк и используют для оформления изображения леса.
— В российской науке изучение экстремальной музыки — это все еще исключения и странности, или уже формируется некоторая традиция?
— Поле metal music studies выделилось из более старой и разработанной области — исследований популярной музыки (которые в свою очередь лежат на пересечении социологии музыки, музыковедения и cultural studies) и за последние 30 лет обзавелось своими классиками вроде Дины Вайнштейн (Deena Weinstein. Heavy Metal: The Music And Its Culture, Revised Edition, 2000), Роберта Уолзера (Robert Walser. Running with the Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music (Music / Culture), 1993), Кита Кан-Харриса (Keith Kahn-Harris. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge, 2006), рецензируемым журналом (https://www.intellectbooks.com/metal-music-studies) и конференциями, самая крупная из которых — это International Society for Metal Music Studies Biennial Research Conference. Но в российской академической среде, кажется, пока не так много исследователей, которым интересны различные аспекты экстремальной музыки. Я это хорошо прочувствовала, когда мне нужно было найти научного руководителя. Задача оказалась сложной, потому что кроме того, что этот человек должен хоть немного разбираться в моей теме, ему нужно было соответствовать формальным требованиям: иметь научную степень по искусствоведению, культурологии или другой более-менее близкой гуманитарной дисциплине, а также релевантные публикации. В итоге моя научная руководительница — кандидат исторических наук, она занимается в основном изучением британской музыки, но именно она рассказала мне про конференции и журналы, помогла определиться с концептуальной рамкой и методами.
Наверняка я кого-то из исследователей упускаю (а с кем-то стесняюсь познакомиться, если честно), и очень надеюсь, что скоро смогу исправить эти упущения. Пару месяцев назад я завела телеграм-канал «Цирк с козлами», публикую там короткие заметки по теме (но не совсем, потому что мне сложно удержаться от комментирования иностранной сцены). Недавно я совершенно внезапно получила позитивные отзывы от авторитетных для российского метал-сообщества каналов Docuch и его металлы и Blackwall, меня это очень воодушевило и навело на мысль о том, что, возможно, у публики есть потребность и в более академических текстах. Я сейчас, конечно, не про «Цирк», потому что я в самом начале пути, а про то, что было бы здорово развивать изучение экстремальной музыки у нас, проводить локальные конференции, формировать научное сообщество.
(Нож, интеллектуальный журнал о культуре и обществе. 20.05.2021).