20 июня прошла пресс-конференция регионального министра лесного хозяйства Евгения Малышева. Чиновник признал вину властей в нашествии гусениц, но заверил, что масштаб бедствия невелик –– «всего» 40 тысяч гектаров леса поражены вредителем.
Вместе с министром на вопросы также отвечали Константин Чистяков, и.о. руководителя областного управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также директор национального парка «Мещера» Сергей Теплухов. Все трое утверждают, что проблема преувеличена.
«Непарный шелкопряд –– это традиционная часть экосистемы Владимирской области. <…> К какой-то катастрофе вспышка популяции не приведет. Это естественный процесс, который склонен затухать, возобновляться либо исчезать», –– заявил Евгений Малышев.
По его словам, объеденные деревья все еще жизнеспособны, поскольку еще не прекратили расти. Популяцию непарного шелкопряда минлесхоз наблюдает с прошлого года, и поврежденные тогда деревья на данный момент полностью восстановились.
Так или иначе специалисты все же считают происходящее аномалией –– популяция шелкопряда превысила предельно допустимое количество. На это повлияли как природный, так и человеческий факторы.
Весна в этом году пришла рано, поэтому вылупиться успели больше гусениц, чем при нормальных условиях. Также сократилось число естественных врагов шелкопряда –– кукушек, жуков-наездников и жуков-красотелов.
А вторая причина –– человеческий фактор. Малышев пояснил, что обработку лесов надо было провести в конце мая или в начале июня 2023 года. Еще осенью специалисты подготовили проект и определили метод борьбы с вредителем. Но много времени отняло согласование работ.
«Процесс финансирования еще более трудоемкий. Планово получить деньги из бюджета, к сожалению, не получилось, [поскольку] проект [областного] бюджета был уже сверстан. Внепланово тоже не получилось, расходовать средства резервного фонда можно только на чрезвычайные ситуации. Вспышка популяции шелкопряда такой не является –– он не относится к карантинному виду», –– рассказал министр лесного хозяйства.
На данный момент специалисты во Владимирской области определили очаг заражения –– это Гусь-Хрустальный район, Мещера и земли государственного запаса. На последних при советской власти добывали торф, а сейчас эти участки представляют собой непроходимые болота.
В этом году работы проводить уже не будут. И Евгений Малышев, и Сергей Теплухов, и Константин Чистяков убеждены, что в этом нет необходимости –– популяция начала сокращаться естественным путем. Кого-то съели, какие-то гусеницы сами умерли от внутрипопуляционных болезней.
В лесах Владимирской области следующей весной планируют обработать 3,3 тысячи гектаров. При этом общая площадь заражения вредителем составила 40 тысяч гектаров. Используют биопрепарат «Лепидоцид». Его будут распрыскивать с наземного транспорта. Работы обойдутся в 6,7 миллиона рублей.
Но если в регионе-33 уже есть хоть какие-то планы и проекты, то в Мещере все еще проходят исследования. Директор национального парка Сергей Теплухов также считает, что ситуация не патовая.
«Мы понимаем напряженность людей, но ситуация не такая, что все деревья уничтожены. Деревья не теряют жизнеспособность. В ближайшие недели популяция [шелкопряда] пойдет на спад, и мы увидим, что листья начнут заново отрастать, снова будут зеленые кроны», –– заявил Сергей Теплухов.
Из-за того, что Мещера является заповедником, там нельзя использовать стандартные инсектициды. Кроме того, специалистам приходится составлять по каждой зоне нацпарка отдельные научные заключения. То есть для участков придется применять разные препараты, чтобы не уничтожить флору и фауну.
«Микроорганизмы, мицелии грибов могут пострадать из-за пестицидов. Также вместе с гусеницами могут быть уничтожены краснокнижные виды, например, бабочек. Тут надо взвесить, как в медицине, пользу и вред», –– пояснил директор «Мещеры».
Через две-три недели ученые выдадут заключения, и к концу августа рязанское руководство нацпарка начнет разрабатывать проект обработки на 2024 год. Вместе с этим экологи из также зараженной Рязанской области бьют тревогу.
«Если на текущей неделе не обработать площади, пораженные шелкопрядом, “Битоксибациллином”, про успех борьбы с гусеницей можно забыть. “Лепидоцидом” уже поздно обрабатывать, гусеницы перестают питаться листвой перед окукливанием», –– написала на своей странице эколог Виолетта Черная.
По ее словам, «Битоксибациллин» сможет справиться и с гусеницами, и с куколками. По предварительной оценке руководства «Мещеры», в национальном парке вредителем заражены около 15 тысяч гектаров.
Садоводам, дачникам и огородникам, живущим в том числе и в Мещере, разрешили использовать пестициды, которые продаются в садовых магазинах. Также чиновники посоветовали использовать нефтепродукты (например, солярку) при обнаружении гнезд гусениц. Ну и самый трудоемкий способ –– собирать шелкопрядов вручную, «как колорадских жуков».
Ситуацией решили воспользоваться представители малого бизнеса. За последнее время в региональных «подслушках» появилась масса рекламы обработки участков от паразитов.