10 ноября 1996-го года, в День Милиции, Москву потряс трагический случай. На Котляковском кладбище произошел взрыв, превративший территорию в настоящее поле сражения. Взрыв был настолько сильный, что присутствующих отбросило на десятки метров в стороны. Случай обещественниками и журналистами сразу же был отнесен в разряд беспрецедентных и террористических актов. Трагедия унесла жизни 14 человек мгновенно, еще 30 были тяжело ранены. На само деле это было выяснение отношений друг с другом бандитов, бывших афганцев.
Обычные бандитские разборки
Место для взрыва было выбрано не случайно. Это была могила афганца Михаила Лиходея. При жизни он был председателем российского фонда инвалидов афганской войны. В результате расследования стало известно: теракт был тщательно спланирован.
Картина произошедшего шокировала даже бывалых военных и представителей силовых структур. Погибли ветераны войны в Афганистане, которые сумели выбраться из самого пекла сражений живыми и погибли вот так вот в мирное время в Москве, средь бела дня.
Забытые и ненужные афганцы
Война в Афганистане стала одним из самых трагичных событий страны. Афганская кампания длилась 10 лет, за это время там побыли 700 тысяч военных, причем как профессиональных, так и обычных солдат. Мальчишки-призывники тоже попадали в Афганистан. 15 тысяч из них домой не вернулись: кто-то погиб, кто-то был объявлен пропавшим без вести. Еще полсотни тысяч были тяжело ранены, остались инвалидами. Но гораздо тяжелее были раны психологические. Привыкшим к мирной жизни солдатам было сложно перенести то, что их ждало на полях сражений.
Еще сложнее оказалась ситуация после окончания военных действий. Горбачев официально объявил, что война была напрасной. Афганцы оказались ненужными и забытыми. Воины-интернационалисты, которые грудью защищали интересы страны, не имели никакого социального статуса, им не полагалось льгот. Обществу тоже было все равно на этих людей. В результате, искалеченные и физически, и морально, они находили утешение в алкоголе. В 90-ых героями времени считались не военные, а банкиры и рэкетиры. В результате образовалась целая социальная прослойка, состоящая из воинов-афганцев. Как подтверждали психиатры, 20% воинов-интернационалистов имели проблемы с психическим здоровьем.
Афганцы восстали
Бывшие военные стали организовывать преступные группировки. Так, в Екатеринбурге существовала одна крупнейшая ОПГ «Афганцы». Сплоченные и дружные, отлично подготовленные физически, при этом они были безжалостные. В перестрелках с ними никто не выживал.
А в 1992 году произошел шокирующий случай. После того как власти пообещали обеспечить семьи ветеранов, но слово не сдержали, афганцы самовольно заселились в 273 квартиры только что отстроенных двух новых домов. Заселение было четко спланированным актом протеста: руководил им бывший афганец Владимир Лебедев. Дома окружили колючей проволокой, установили блокпосты, организовали дежурства. Афганцы были отлично вооружены. Силовики предлагали уничтожить всех этих афганцев, но Ельцин не позволяет, так как в домах живут женщины, дети, старики. Организуются переговоры, но они не привели ни к чему: осада домов продолжалась год. Афганцы считали, что они просто отстаивают свое.
Но вскоре происходит развал внутри сплоченной группировки. Появляется страх быть арестованными, страх за свои семьи, возникают проблемы с алкоголем и наркотиками. Но своего афганцы все же добились: их выселили из этих домов, но дали жилье в других.
Неудачный Указ Ельцина
Власти тоже сделали свои выводы. В 1993 году Ельцин издает Указ, благодаря которому обеспечиваются меры поддержки инвалидам. Так, создается общество инвалидов-афганцев, его члены получают всевозможные налоговые льготы. Но поддержки от государства так и не было. Этот указ породил возникновение ряда новых группировок. Возникало все больше и больше вооруженных разборок, преступность росла, бывшие воины-интернационалисты стали биться друг с другом, примером чего является случай на Котляковском кладбище.