Найти в Дзене
Вслух.ру

Герои — не в Тик Токе, а рядом с нами. Федеральные эксперты рассказали о работе журналиста в новых реалиях

Оглавление

В Тюмени в Конторе пароходства прошел интенсив от Союза журналистов России «Инфорум».

Эксперты-практики рассказали представителям СМИ о новых методах и фишках работы в современных условиях, поделились успешным опытом и разобрали распространенные ошибки журналистов при ведении соцсетей.

В течение дня на форуме прошло пять полноценных мастер-классов.

Секреты ведения ВК

Первой выступила Татьяна Маркина, менеджер ВКонтакте по работе с партнёрами по России и СНГ. Она дала 10 советов о том, как вести сообщество в самой популярной российской соцсети — ВК.

Основные тезисы

  • Главное — понимать свою аудиторию, во ВКонтакте она составляет порядка 80 млн человек в месяц (именно активных пользователей).
  • Оказывается, сообщество ВК никак не взламывается, взламываются странички администраторов. Поэтому важно, чтобы человек, которого добавляют в администраторы сообщества, максимально обезопасил свой аккаунт.
  • Количество подписчиков не равно качеству. «Мертвые души» уменьшают вес сообщества. Как говорится, лучше меньше да лучше. Вовлеченность аудитории будет расти только если контент интересный. Не стесняйтесь чистить ботов.
  • Многие до сих пор ошибочно добавляют ссылку на внешний сайт в каждый пост. Надо искать баланс между трафиком и охватами, переходы из ВК на другие площадки не способствуют заинтересованности читателя.
  • Не надо постить огромные нечитабельные кирпичи текста, лучше оформить его в виде лонгрида, для этого есть специальная форма.
  • Нарисуйте для себя портрет вашего читателя в деталях: сколько ему лет, социальное положение, место работы, увлечения и т. д. После этого подбирать нужный контент будет гораздо проще.
  • Обязательно следите за статистикой сообщества и нововведениями ВК.

Работа на передовой

О работе военкора на СВО рассказала Ирина Куксенкова, военный корреспондент «Первого канала». К слову, журналист была ранена во время обстрела съёмочной группы в Мариуполе. Ей сделали операцию в госпитале Вишневского, врачи собирали кости по кусочкам с помощью металлических штифтов.

-2

Основные тезисы

  • Ни один кадр не стоит жизни. Безопасность прежде всего. Наклейку «Пресса» лучше снимать с одежды, она делает вас мишенью.
  • Показывать ли лица бойцов в фото- и видеоматериалах? По-моему, нежелательно, даже если сам солдат не против. Противник использует изображения наших воинов в информационной войне. Мы не можем предугадать, что случится завтра, это опасно для самих военных и их семей. С другой стороны, нужны герои. Но давайте оставим портретные истории до момента нашей победы. Лично я прошу ребят надеть балаклаву или шлем.
  • Не всегда информация с фронта дается оперативно, потому что данные тщательно выверяются. Здесь не должно быть «лажи» и фейков.
  • Я умею общаться с пленными, но стараюсь говорить с ними по отдельности, потому что у каждого своя история, которая требует индивидуальности. При этом пленных нужно делить на категории, основных две — это молодые парни, которых мобилизовали, и бывалые прожженные боевики. С последними трудно.
  • Как давать информацию о погибших? Мамы погибших часто не хотят разговаривать, и их можно понять. Но есть родители, которые рассказывают об ушедших детях спокойно. Отцам, а особенно из кавказских республик, проще. Там не принято показывать свое горе и боль на всеобщее обозрение.
  • Тыловая работа (снабжение, госпиталя) не менее важна, чем служба на передовой.

Формула успеха журналиста в полях — СИЛА

О работе корреспондента в кризисных ситуациях рассказала Гузель Камаева, ведущая телеканала «МИР».

Основные тезисы

  • Нужно о себе заявлять, создавать свой бренд! Журналист — это человек, которому доверяют. Классный корреспондент — на вес золота.
  • Раньше боролись за то, чтобы найти информацию, сейчас за то, чтобы ее сортировать.
  • Формула успеха для журналиста в полях: СИЛА, где «С» — скорость (мышления, наблюдения, сбора материала), «И» — интерес (без этого никак), «Л» — любовь к профессии, «А» — ассоциации (помогают создать текст, когда еще не о чем говорить).
  • Наличие телефона помогает сделать сюжет оперативно, но про качество нельзя забывать. Я — за качество, какие бы быстрые каналы передачи информации ни существовали сегодня.
  • Ничто так не вдохновляет на дальнейшую работу, как свой сюжет в эфире.
  • Не начинайте подводки к материалам со штампов. Делайте живые разговорные тексты. У региональных журналистов есть возможность быстрее реагировать на тренды, менять форматы, федералам это тяжелее, центральное ТВ более неповоротливое.
-3

Обратная связь — главная валюта соцсетей

Юлия Загитова, медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по развитию региональной журналистики, оценила, как ведут соцсети, а особенно телеграм-каналы, тюменские СМИ. А также дала ряд полезных советов.

Основные тезисы

  • В октябре 20022 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 62,2 млн. Авторы написали более 1,5 млрд публичных сообщений. По относительному приросту авторов и контента лидирует Телеграм.
  • Немногие редакции знают аудиторию своих соцсетей. Приглашайте читателей на чай, говорите с ним.
  • Надо адаптировать контент под свою целевую аудиторию. Вашим контентом будут делиться, если вы его дадите быстро, красиво упакуете и ярко напишите.
  • Соцсети ненавидят канцеляризмы, сложные конструкции, деепричастные обороты и т. д.
  • Основные причины низкой вовлеченности читателей — непонимание запросов целевой аудитории, отсутствие времени на изучение алгоритмов соцсетей, отсутствие стратегии развития канала.
  • Стоковые фотографии для соцсетей — зло. Они понижают охват. Лучше сделать свою фотобазу.
  • Розыгрыши, флешмобы, опросы — этими инструментами надо обязательно пользоваться, играть с аудиторией. Контент должен побуждать читателя написать комментарий, как-то отреагировать на пост. Обратная связь — главная валюта. Многие тг-каналы местных СМИ не имеют ников обратной связи. А куда писать читателям, сообщать информационные поводы?
  • Телеграм — это больше текстовый контент. Берегите время читателя, не заливайте в ленту видео и много фотографий.
-4

Интересные люди есть везде

Равиль Мукменов, известный в Татарстане журналист, автор видеопроекта «Снег Медиа», поделился опытом съемок историй о людях. Его герои — обычные люди с необычной судьбой. Плотник, который стал мастером маникюра. Фотомодели с ОВЗ. Отшельник. Люди с редкими заболеваниями. Мастер-класс Равиля назывался «Сторителлинг по-русски. Маленький проект — миллионные просмотры».

Основные тезисы

  • Будущее — за универсальной журналистикой, человеком-оркестром. Главный инструмент — мобильник.
  • В сторителлинге очень легко найти творчество. Это спасение от конвейера, рутины.
  • Около 30 историй мы сняли. Все герои уникальные. Мне важно «погружение в героя». Выбираю людей, которые хорошо говорят, но при этом хочу сделать материал про заику.
  • Как находятся истории? Я подписан на много тг-каналов. Везде есть интересные люди, надо рыть в разных источниках.
  • Снимать героя один раз — мало. Я приезжаю к каждому раз по пять. Надо снимать героя в разных локациях, порой непривычных для него. Тогда человек будет раскрываться по-новому. Создать «вкусную» историю иначе не получится.
  • У многих моих героев после выхода материала жизнь заиграла новыми красками.
  • Важно показать молодежи, что герои — не в Тик-Токе, а рядом с нами.
  • Главный секрет создания суперматериала — пропустить историю через себя. Когда общаюсь с человеком предварительно, я не хочу знать его историю до конца. Чтобы потом в ходе интервью реагировать эмоционально, как зритель.