Мастер психологического портрета Павел Корин родился в 1892 году и помимо живописи был известен, как прекрасный реставратор и ценитель икон. Он занимался преподавательской деятельностью и был обласкан властью, а его жизнь была насыщена яркими событиями.
Родился Павел в селе Палех, где традиционно семьями писали иконы, распределяя этапы работы. Рано оставшись без отца, уже к 11-и годам мальчик начал подрабатывать в иконописной мастерской. А его первый наставник сразу отметил талант подростка и рекомендовал его в мастерские при Донском московском монастыре, где он и познакомился с известным художником М. Нестеровым.
Под его руководством Корин занимался живописью и восстановлением церковных фресок, что продолжил делать уже самостоятельно по окончании художественного училища.
В условиях послереволюционных гонений на церковь и старые идеалы, Павел Корин вынужден был сместить акцент на пейзажную и портретную живопись. Им была написана масса портретов известных личностей.
А благодаря знакомству и протекции М. Горького, Корин переключился на реставрационную деятельность, пытаясь сохранить доставшиеся советской власти произведения искусства.
Однако и он ощутил на себе влияние соцреализма, создав серию живописных работ и фресок в этом стиле, а после Великой Отечественной войны возглавил создание мозаик московского метро.
Одна из самых известных работ автора в этом направлении — триптих с Александром Невским. Он был написан во время войны и стал для художника воплощением силы духа и мужества нашего народа.
"Реквием. Русь уходящая"
К сожалению, самая величественная задумка художника так и не была реализована, оставшись лишь в набросках автора. Грандиозное полотно, посвящённое уходящим традициям и укладу Руси должно было составить 4,5 метра в высоту и 10 в ширину.
Идея написать "Русь уходящую" пришла к Корину в 1925 году, на похоронах патриарха Тихона, где он наблюдал большое количество верующих, ярких типажей старого времени. Было написано огромное число вариаций различных образов, которые составили бы основу картины.
Среди них были, как церковнослужители разной иерархии, так и обычные нищие. Но самолично подготовленный художником холст так и остался чистым.
Видимо это связано с изменениями настроений в стране и замыслов самого художника, что подтверждают совершенно разные эскизы композиции. Некоторые портреты также писались по несколько раз, причём в абсолютно разном состоянии и манере.
Выразительные образы были выполнены в полтора человеческих роста, отчего производили ещё большее впечатление, а коллеги художника называли эти эскизы абсолютно самостоятельными произведениями, в которых уже всё сказано и собрать их вместе казалось нереальным.
В общей сложности было написано 29 полноценных портретов к будущему полотну, а работа над ним длилась более 30 лет.
Сейчас все подготовительные этюды и финальный эскиз неосуществлённой идеи хранятся в Третьяковской галерее, которой Корин завещал свой дом, коллекцию старинных икон и все работы.
Многие из тех, кого писал Корин для "Руси уходящей" были репрессированы.
Но в сложное для страны время Павлу Корину удалось сохранить свою веру и нести людям любовь и преданность Родине, он собрал и отреставрировал коллекцию редких икон, восстановил множество фресок и росписей храмов и оставил великолепное живописное наследие, запечатлевшее не только яркие образы современников, но и дух эпохи.
А как вам творчество художника, что вы скажете о его портретах? Делитесь впечатлениями и до новых встреч!