Найти в Дзене

Прикорм.Сроки и правила введения. Последствия раннего и позднего введения прикорма.

Оглавление
фото из интернета
фото из интернета

Первый год жизни - это период самого быстрого роста (вес утраивается, а рост увеличивается на 25 см, таких темпов нет больше ни в одном возрастном периоде), время первого познания и открытия окружающего мира, время формирования привычек, которые закладывают основы здоровья взрослого человека.

Чем же обусловлена необходимость введения прикорма?

1. Необходимостью дополнительного поступления в организм растущего ребенка , энергии и ряда пищевых веществ, которых в грудном молоке или его заменителях становится недостаточно на определенном этапе развития.

2. Потребностью формирования новых вкусовых ощущений и навыков употребления пищи, что необходимо для правильного функционирования жевательного аппарата и стимуляции ЖКТ.

3. Блюда прикорма в небольшом по объему количестве компенсируют разницу между возрастающими потребностями ребенка и количеством нутриентов из грудного молока и его заменителей.

Признаки готовности ребенка к введению прикорма :

  • Возраст более 4 месяцев
  • угасание рефлекса "выталкивания" языком. Данный рефлекс защищает малыша от случайного попадания различных предметов в рот. Но при знакомстве с новой пищей он станет явной помехой.
  • перемещение рвотного рефлекса рефлекса от середины к задней трети языка.
  • удвоение веса для доношенных детей и утроение для недоношенных
  • использование языка для продвижения пищи во рту и возможность проглатывания комочка густой пищи, появление жевательных движений.
  • созревание нервной системы: ребенок умеет владеть рукой, берет предмет и тянет его в рот. Сидит с поддержкой и самостоятельно.
  • психологическая зрелость : ребенок проявляет интерес к пище, тянется к ней, открывает рот, эмоциональное восприятие пищи и процедуры кормления.
ребенок доволен и открывает рот
ребенок доволен и открывает рот

  • начавшееся или состоявшееся прорезывание части зубов.
  • ночные пробуждения с голодным " криком , при достаточной лактации у матери.

Сроки введения прикорма для каждого ребенка индивидуальны и определяются совместно педиатром и матерью ребенка.

Наиболее оптимальным считается период от 4 до 6 месяцев. Здоровому ребенку предпочтительно ввести прикорм в возрасте 5 месяцев.

Последствия раннего введения прикорма ( до 4 месяцев):

1. Пищевая непереносимость, в том числе аллергия ( так как "кишечный блок" для аллергенов еще не сформирован

2. Снижение лактации у матери вследствие уменьшения частоты и активности сосания.

3. Аспирация пищи вследствие незрелости функции жевания, продвижения и глотания густой пищи.

4. Риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии.

5. Провоцирует срыгивания.

Последствия позднего введения прикорма ( после 7-8 месяцев):

1. Нарушение роста и развития, развитие дефицитных состояний ( дефицит железа, цинка, меди, кальция, витамина Д, эссенциальных жирных кислот и т.д).

2. Задержка созревания пищеварительной системы, запоры.

3. Задержка формирования вкусовых ощущений, задержка знакомства с новыми видами пищи ( такие дети нередко становятся "малоежками" в более старшем возрасте).

4. Пристрастие к однообразной, жидкой и пюреобразной гомогенной пище , что негативно сказывается на развитии лицевого скелета, здоровье зубов и десен, способствует росту патогенной микрофлоры из-за снижения выработки ферментов.

5. Задержка формирования навыков потребления густой и плотной пищи, отказ от пережевывания и глотания плотной пищи на длительный срок.

Правила введения прикорма:

  1. Начинать прикорм нужно только когда ребенок здоров.( после вакцинации начинать прикорм или вводить новое блюдо прикорма следует не ранее , чем через 3 дня)
  2. Прикорм предлагают голодному ребенку ( перед кормлением грудью или смесью).
  3. Блюдо вводят постепенно с малых количеств , за 5-7 дней увеличивая до полного объема.
  4. Нельзя вводить одновременно более одного блюда ( невозможно установить на что именно возникла нежелательная реакция)
  5. Сначала вводят монокомпонентные продукты, затем поликомпонентные, после 6-7 месяцев - комбинированные. Например, пюре кабачок, затем кабачок-цветная капуста , затем кабачок-цветная капуста-рис.
  6. Первое и последнее кормления всегда должны быть молочными

( грудь/смесь). Например, в 6-7 утра грудь, в 10-11 часов каша.

7. Прикорм лучше вводить в утренние часы и в течение дня следить за реакцией ( состояние кожи, стул, самочувствие).

8. Консистенция прикорма меняется от гомогенной полужидкой, до более густой пюреобразной, кусочковой.

9. Дают прикорм с ложки, пить приучают из чашки ( 7-9 мес). Прикорм должен быть теплым.

10. Овощной и злаковый прикорм имеют достаточную энергетическую ценность, чтобы полностью заменить одно молочное кормление. По желанию, можно давать грудь после прикорма, но как правило, ребенок со временем наедается кашей или овощами и не берет грудь.

Что следует помнить при введении прикормов?

  • кормить нужно , когда ребенок голоден, лучше в фиксированные часы. Так вы точно будете знать, что ребенок голоден, а ребенку будет легче адаптироваться к питанию в детском саду.
  • кормить ребенка нужно в стульчике для кормления за общим столом, отмечено что при совместных приемах пищи дети лучше кушают и проявляют больший интерес к пище.
  • во время кормления должна быть спокойная обстановка( никаких телевизоров/мультиков и развлечений)
  • не следует торопить ребенка, кормить нужно с такой скоростью, с какой он готов есть. Кормление начинают, когда ребенок откроет рот.
  • пища должна быть безопасной, разнообразной, посуда для кормления должна быть удобной, безопасной и красивой.
  • следует формировать навыки опрятности и аккуратности при приеме пищи, но не ругать за беспорядок на столе.
  • Нельзя кормить насильно, раздражаться , если ребенок неохотно ест или не открывает рот
если ребенок расстроен следует прекратить кормление
если ребенок расстроен следует прекратить кормление

  • нужно помнить, что ребенок может отказаться от незнакомого блюда - это обычное явление. Для знакомства обычно требуется 8-10 попыток, а закрепление вкуса и консистенции происходит после 10-15 "встреч".
  • нужно разумно подбирать объем порции
  • не оставлять детей одних во время еды

При появлении симптомов плохой переносимости ( жидкий стул, обильные срыгивания, метеоризм, аллергические реакции) необходимо этот продукт исключить из рациона и попытаться ввести его в более позднем возрасте( не ранее чем через 3 месяца).При повторной негативной реакции, следует отказаться о данного продукта и заменить его аналогичным.

Р.S : Во второй статье о прикорме, подробнее поясню механизм ввода, сроки и количество разных блюд. Прикорм при различных состояниях. Плюсы и минусы промышленного и домашнего прикорма.

При написании этой статьи я руководствовалась "Программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской федерации" Москва 2019 г. Скачать или ознакомиться можно по ссылке https://nczd.ru/wp-content/uploads/2019/12/Met_rekom_1_god_.pdf

А также "Рациональное питание ребенка первого года жизни, заболевания ЖКТ и билиарной системы и органов дыхания у детей". Под ред. Т.Г Маланичева, Р.А. Файзуллина, НВ. Зиатдинова, С.Н. Денисова. Казань 2013 г