Найти в Дзене
Noomba

Исчезли в небе: самолеты, пропавшие при странных обстоятельствах

Эти истории могут послужить готовым сценарием для самых захватывающих фильмов: только вообразите — самолет пропал в небе и не был найден. Разве такое возможно? Ведь в случае крушения должны быть какие-то доказательства: обломки, сообщения в центр управления полетами. Но нет, истории исчезновения, о которых мы вам поведаем, не такие. Эти самолеты словно покинули наше измерение, не оставив следов.

Сегодня сетью радиолокации покрыт весь земной шар, каждый самолет всегда на виду. Однако, есть немногочисленные «слепые места», в основном над океаном, где самолет может ненадолго исчезнуть со всех наземных радаров. Но обычно самолет пропадает буквально на считанные минуты. И даже тогда самолеты «видят» тысячи спутников на орбите планеты. Кажется факты налицо: самолет не может просто взять и исчезнуть. Однако это происходило, и не единожды.

В августе 1947 года пропал турбовинтовой самолет британской компании Avro Lancastrian под названием Star Dust («Звездная пыль»). Он следовал из Буэнос-Айреса в Сантьяго. Все шло по плану. Но вдруг бортовой радист передал сообщение азбукой Морзе: «STENDEC». Диспетчер удивился, он не понял, что это значит и попросил повторить сообщение. И снова пришло «STENDEC». После этого Star Dust исчез с радаров и нигде не приземлился. На следующий день многочисленные поисковые группы принялись искать обломки самолета, ориентируясь на последние данные о нем. Все-таки горы — это не океан, что-то должны было остаться. Но не нашли ничего: ни одного обломка, ни одной личной вещи. 50 лет искатели правды пытались понять, что же случилось тогда. И только полвека спустя альпинисты нашли часть пропеллера самолета на одной из горных вершин Анд. Он все-таки разбился. Однако что означало «STENDEC», так никто и не узнал.

Flying Tiger Line — авиакомпания, основанная в 1945 году бывшими военными пилотами. Среди их парка самолетов был Lockheed L-1049 Super Constellation, который идеально подходил для межконтинентальных рейсов. Весной 1962 года самолет совершал перелет с Марианских островов на Филиппинские. Борт вышел на связь два раза. Первый — через полчаса после вылета, попросив диспетчеров разрешение подняться до 18 тысяч футов. И второй раз через 1,5 часа, сообщив, что прибудет в точку назначения в течение часа. После этого самолет пропал. Его искали 1300 человек, 48 самолетов и 8 кораблей. Наконец нашлись свидетели, которые говорили, что видели яркую вспышку над океаном. Не исключено, что самолет взорвали террористы, однако это не было доказано.

Бермудский треугольник — зона в океане, где вез вести пропала тысяча человек, 75 самолетов и сотни кораблей за последние 100 лет. В XX веке сразу несколько самолетов пропали в этом месте в один день. В декабре 1945 года в Бермудском треугольнике пропали сразу пять торпедоносцев-бомбардировщиков. Последнее сообщение, которое они все отправили, касалось неполадок с приборами. Один из пилотов успел добавить: «Мы опускаемся в белые воды».

Сразу пять самолетов пропали в Бермудском треугольнике
Сразу пять самолетов пропали в Бермудском треугольнике

В 1948 года там же исчез пассажирский самолет Avro Tudor IV Star Tiger («Звездный тигр»), на борту которого находились 25 пассажиров и шесть членов экипажа. Еще через год пропал еще один Avro Tudor IV под названием Star Ariel («Звездный Ариэль»). Поисковые экспедиции не принесли успеха.

Ученые считают, что эта зона в океане имеет множество отмелей, которые затрудняют навигацию. Здесь часто возникают штормы и циклоны. Не так давно океанографы выяснили, что именно в этом треугольнике возникают 30-метровые волны, которые появляются внезапно и выглядят как несущаяся стена. Для кораблей и низко летящих самолетов они могут быть смертельно опасны.

В этой зоне пропадают самолеты и суда
В этой зоне пропадают самолеты и суда

Пожалуй, самое странное исчезновение случилось в 1978 году. 19-летний австралиец Фредерик Валентич вылетел на частном самолете из Мураббина и направился запланированным курсом к месту назначения. Местный житель сфотографировал его самолет. Однако через какое-то время Фредерик отправил авиадиспетчерам сообщение, в котором говорил, что над ним летит большое воздушное судно с четырьмя зажженными посадочными огнями. Однако диспетчеры не видели никакого судна на радарах, только Фредерика. А он в панике послал такое сообщение: «Мне кажется, он играет в какую-то игру [со мной], он пролетел надо мной два… три раза со скоростями, которые я не могу определить». Наконец, он послал такое сообщение: «Этот странный самолет снова завис надо мной. Он висит… и это не самолет». Затем последовали 17 секунд шума, который напоминал металлические скрежещущие звуки. Затем связь прервалась. Поиски остатков крушения ничего не дали. Нашлись свидетели, которые находились на побережье в тот день и и видели неопознанный объект или непонятные оптические явления в небе. Однако следствие не могло опираться на эти сообщения. В итоге так и не ясно, куда исчез юноша и его самолет.

Фредерик и его самолет пропали
Фредерик и его самолет пропали

Рейс 370 Malaysia Airlines пропал в 2014 году. 227 пассажиров и 12 членов экипажа до сих пор не найдены. Пилоты самолета были опытными профессионалам и имели безупречную репутацию, множество раз летали именно по этому маршруту Куала-Лумпур — Пекин. Ошибки пилотов быть не могло. Расследование показало, что после последнего выхода на связь с диспетчером на «Боинге» отключились устройства-транспондеры, передающие наземным службами информацию о местоположении и скорости судна. Транспондеры сами не отключаются. Их может выключить только человек в кабине пилотов. Либо они могут отключиться в результате серьезной поломки, но поломки не было, ведь самолет продолжал лететь, просто «молчал». 17 минут длилось «молчание», а затем самолет стал менять курс. Еще 6 часов он находился в воздухе, его движение отслеживали спутники. После этого самолет исчез. И только спустя 1,5 года обломок крыла «Боинга» обнаружили на острове Реюньон (на 4 тысячи километров западнее предполагаемого места крушения). До сих пор следователи по этому делу не дали ответ: состояние самолета было идеальным, профессионализм пилотов был на высоте. Осталась только одна версия — о захвате самолета, но ни одна террористическая организация не взяла на себя вину за произошедшее.

Пилоты самолета не имели нареканий и были заслуженными профессионалами
Пилоты самолета не имели нареканий и были заслуженными профессионалами
Нашли только один обломок крыла
Нашли только один обломок крыла