Найти тему
Не хлебом единым

Святые бывают и такими... Блаженная Тамара из Киева

Оглавление

Знакомая матушка рассказала мне как-то историю о современной киевской подвижнице, которую она сама видела не раз в 80-ые годы.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

До Войны Тамара с мужем трудилась в колхозе, дома их ждали четверо детей: два мальчика и две девочки. С началом Войны Украина была быстро оккупирована, крестьяне были принуждены к труду на фашистов, а муж Тамары, к сожалению, вступил с ними в тесные отношения, о которых она не знала. И вот, конец 1943 - начало 1944 гг. - освобождение Украины, фашисты сворачиваются.

В один из дней Тамара приходит домой, а дома пусто! Нет ни мужа, ни детей. Женщина бросилась на железнодорожную станцию - никакой информации! Да и кто бы ее дал? Фашистская администрация эвакуировалась, видимо, ее муж успел уехать одним из поездов.

По окончании Войны Тамара опять искала , но поиски не принесли никаких результатов. Что уж говорить, огромное количество военных преступников высокого ранга бежало в США, Латинскую Америку, их скрывали годами. А тут - мелкая сошка. Не известно, смог ли муж Тамары устроить приличную карьеру, также ничего не известно и о детях.

Шло время, горе заедала повседневная рутина, чтобы не сойти с ума нужно было как-то устраивать жизнь. И Тамара вышла замуж, родила дочь. Но такое ощущение, что ей было отказано свыше в земном счастье, невидимая рука упорно двигала несчастную к совершенно иной цели.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Второй муж Тамары отчего-то стал неуправляемый, агрессивный, может быть, это эхо Войны. Ради спокойствия себя и дочери пришлось от него уходить, точнее, убегать. Тамара уехала в Киев. Чтобы устроиться и осесть в городе, она временно оставила дочку в интернате. А потом временно превратилось в постоянно...

Не знаем, что происходило с ее душой и как она обрела Бога.

Моя знакомая матушка Любовь встретила ее уже в подвиге молчания. В современном мире, в столице представить такое невозможно! Однако, как отрадно думать, что подобные люди есть!

Навещать Тамару Люба ходила по благословению игуменьи Покровского женского монастыря, что в Киеве. Подвижнице приносили и молча оставляли еду и воду. А жила Тамара в обычной квартире в многоэтажек. Единственном утешением ее было выходить на балкона предрассветные часы - время особой тишины. Если кому-то удавалось ловить такое состояние природы, когда на несколько минут все замирает, даже машины - тот знает, о чем я говорю.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Вот такая история. К чему это все? А к тому, что в нашей культуре за безбожное время понятие святости искажено до неузнаваемости! Святым представляется " хороший человек", то есть человек, в котором максимально проявились наиболее ценные в здоровом обществе качества: милосердие, человеколюбие, жертвенность и т. п. Конечно, как правило, у святых есть эти качества. Но это далеко не главное.

Святой (греч. «áгиос», «иеро́с», лат. sanctus, евр. «кодеш») на еврейском значит "отделенный". Народ израильский был выбран Богом и свят не потому что был лучше других народов, но потому что в нем постоянно находились люди, способные хранить и передавать веру в Единого Бога и Его Мессию.

Так святой человек - это в первую очередь отделенный Богом и последовавший этому призыву. Это человек, для которого Бог стал всем и которого интересует только воля Божия, а не мнение других людей, не блага этого мира.
Да, есть святые, прославившиеся именно помощью людям и необычайным человеколюбием. Но была ли помощь людям их целью - НИКОГДА!

Батюшка Серафим утешал людей, устраивал монастырь в Дивееве в последние 15 лет жизни, когда получил от Богоматери на то повеление. Когда стала помогать людям блаженная Ксения - неизвестно. Но если учесть, что юродствовала она не менее 45 лет, становится понятно, что не сразу. Целью ее юродства было предстояние Богу и смирение перед Ним за своего умершего без покаяния мужа.

А что, например, Павел Фивейский? Подвижник IV в., о котором мы знаем только благодаря преподобному Антонию Великому. Павел больше 70 лет прожил в пустыне! А Мария Египетская? О ней без встречи со святым Зосимой мы тоже бы ничего не узнали. Бывшая блудница, никогда не занималась делами милосердия, или проповедью, даже мученицей не стала.

То есть святость этих людей совершенно лишена "пользы" в мирском понимании. Но именно они явили святость в ее исконно христианском понимании. Это особое избранничество и сродство с Богом, которое и называется спасением души. Святые всей душой восприняли слова Христа:

" какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою". (Мф. 16:25)

Именно забота о спасении своей души (а не " делание добрых дел") - главный посыл к правильной духовной жизни, который помог им избежать гордости и тщеславия.

Поэтому святые не только не всегда понятны, но иногда наша душа может противиться иному роду святости, не понимая такого подвига. Может кого-то смутить и история Тамары, рассказанная мной.

Тут надо помнить главное: для Бога важно намерение сердца человека и его упорство на пути ко Христу. А то, какие будут грехи и падения - это не так важно. Мы все во грехе, и все упадут и не раз - это точно. Благоразумный разбойник, первым вошедший в рай - яркий тому

пример!

Друзья, а были ли у вас случаи, когда вас смущало житие какого-то святого и не было понимания, за что Церковь прославила его? Делитесь в комментариях вашими размышлениями.

Благодарю за внимание! Прошу оценить статью и подписаться на канал!