Найти в Дзене

Младенчество или старость? Специфика жизненных циклов организации.

Оглавление

Зная жизненный цикл компании достаточно, чтобы ответить на вопросы:

то, что я делаю неправильно в части стратегии?

на чем мне надо делать акценты?

что делать нельзя?

когда снять фокус с рыночных показателей и перейти к построению эффективной структуры?

Для диагностики состояния компании предлагаем рассмотреть отношение бизнеса к новым идеям на основе теории жизненного цикла Ицхака Адизеса и с её помощью увидеть на каком этапе находится компания.

Этап младенчество

Этап рождения когда идей много! Любая новая идея является для членов команды возможностью быстрее решить поставленные задачи и быстрее добраться до цели.

Важно, что на новую идею рефлексируют все члены команды! Активно обсуждают любые идеи, даже не относящиеся по специализации к кому-то из команды. На этом этапе возникает большое количество визионерских и стратегических идей.

Этап роста

На этапе роста «Давай давай», когда клиентский поток достаточен, новые идеи принимаются так же активно, но уже не всеми членами команды и не все. В основном — это активные идеи по развитию рынка. Уже меньше активность к идеям связанным с продуктом. Часто обсуждаются идеи по захвату других рынков.

Этап взросления

На этапе взросления – «Юности» количество идей кратно меньше, чем на этапе младенчество, активно обсуждаются идеи по администрированию и эффективности членов команды. В стратегии рассматриваются идеи по масштабированию или приобретению профильных и не профильных активов.

Этапы ранняя зрелость и расцвет

На этих этапах идеи это редкость, чаще всего они связаны с тактическими вопросами по сохранению уже достигнутых позиций. Появляются и обсуждаются идеи по созданию нового продукта или освоению нового рынка.

Этапы старения и смерть

На этапе появления первых признаков старения «Аристократизм», идеи становятся зоной возможного конфликта. Носитель новых идей получает устную поддержку, но никто не готов рискнуть и подключиться к реализации этих идей.

На первом этапе старости, «Ранней бюрократии», носителями идей становится административная надстройка. Все идеи по сути сводятся к сохранению своей политической власти, ужесточению контроля над работой коммерческого блока и сокращению затрат, в том числе, действий, стимулирующих активность на рынке.

При «Поздней бюрократии» все идеи рождаются практически в голове собственника-директора. Все они, так или иначе, имеют базу на ранее полученном опыте. Идеи это больше заявление, чем функция. Такие заявления, как правило, не принимаются осознанно командой и, как следствие, не реализуются. Дольше обсуждается вопрос на кого возложить ответственность за реализацию такой идеи. Никто не готов быть хоть как то замаран в данном «спектакле».

И наконец на этапе «Смерть» все идеи существуют только в голове собственника, команда, которая могла бы что-то реализовать, сокращена до минимума, запускать и реализовывать идеи некому.

Рассмотрев все перечисленные этапы, удалось ли вам самостоятельно определить на каком жизненном цикле существования находится ваша компания?

-2

Автор: Овсянников Дмитрий Андреевич, управляющий партнер агентства стратегических решений «Факторитет»