Парфюмерная продукция попала под особый контроль государства более двух лет назад: рынок был наводнен фальсификатами с этикетками известных брендов. Обязательная маркировка продукции индустрии ароматов объявлена правительством в постановлении № 1957*. С октября 2020 года оборот немаркированной парфюмерии в РФ запрещен.
За торговлю товаром без Data Matrix предусмотрены денежные взыскания и даже уголовная ответственность. Давайте разберемся, какие правила продажи парфюма действуют для розничной торговли: является ли магазин участником оборота маркированной продукции и обязательно ли ему регистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Расскажем, как перейти на автоматизацию торговли парфюмом.
Какая парфюмерия подлежит обязательной маркировке
Под отслеживание в государственной системе мониторинга подпадает вся парфюмерная продукция. Чтобы быть точными, обратимся к документу. В вышеупомянутом постановлении правительства в список обязательной маркировки включены товары, имеющие коды по ТН ВЭД 3303 00 и по ОКПД 2 — 20.42.11 (20.42.11.110 — духи, 20.42.11.120 — вода туалетная, 20.42.11.130 — одеколоны).
Обязательной маркировке не подлежит та часть парфюмерии, которая не идет в продажу, — пробники и тестеры. ЦРПТ (оператор системы мониторинга) дает четкое определение первым: это парфюмерия в емкости до 5 мл, предназначенная для рекламы товара, распространяется бесплатно.
В качестве тестера в магазине служит полноценный флакон туалетной воды или духов, который предоставляет производитель. Если он закончился, торговая точка вправе выставить новый. Чтобы перевести парфюм в статус тестового образца, необходимо вывести товар из оборота через ЛК в «Честном ЗНАКе», а на флакон нанести наклейку с надписью Demonstration Tester.
Должна ли розница регистрироваться в системе «Честный ЗНАК»
Маркировать товары — задача производителей, но розничная сеть — участник оборота маркированной продукции, так что магазину тоже необходимо зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Розница передает продукт в руки конечного потребителя и выводит его код из оборота.
Случаются ситуации, когда магазину самостоятельно придется обратиться к «Честному ЗНАКу», чтобы получить код маркировки. Например, при возврате товара покупателем: когда утрачена пленка, на которой был размещен Data Matrix. Бывает, что наклейка со штрих-кодом испорчена и не читается — в торговой точке должны маркировать упаковку самостоятельно. Если флакон с парфюмом разбили, товар вручную выводится из оборота через систему мониторинга с указанием причины.
Чтобы правильно осуществить учет, приемку и продажу парфюмерии, необходимо:
- Быть участником ЭДО, заключив договор с оператором.
- Иметь УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись для заверки документов.
- Подключить к ККТ 2D-сканер штрих-кодов.
- Установить онлайн-кассу с ФН-1.1М и ФФД 1.2, зарегистрированную в ФНС.
Это позволит при розничной продаже отправить информацию через оператора фискальных данных в ФНС и в систему государственного мониторинга маркированных товаров.
Как работать с маркированной парфюмерной продукцией в розничном магазине
Поступление парфюма сопровождается УПД — универсальным передаточным документом, розница получает его в электронном виде. Происходит проверка по кодам: если ошибок нет, заверяет документ УКЭП. В системе «Честный ЗНАК» эта операция тоже отразится: магазин станет собственником парфюмерии и будет отвечать за вывод кода продукции из оборота.
Этот процесс происходит автоматически. При продаже информация с чека онлайн-кассы передается в систему мониторинга оператором фискальных данных, и код парфюма выбывает из оборота.
Обязательная маркировка касается и тех, кто реализует духи на разлив. Магазин принимает на учет полные флаконы парфюма по ЭДО с Data Matrix на упаковке. При реализации код сканируют, а в чеке указывают, сколько миллилитров продано. Парфюм выводится из оборота частями, согласно данным онлайн-кассы.
Как автоматизировать работу с парфюмерией при помощи ПО DataMobile
Для приемки и учета маркированного товара необходим терминал сбора данных (ТСД) со специальным ПО DataMobile и программным модулем Маркировка. Мобильный терминал считывает информацию со штрих-кода, программа обрабатывает ее, отправляет в 1С и далее — в систему мониторинга «Честный ЗНАК». Благодаря ТСД с программным обеспечением DataMobile Маркировка вы сможете:
- быстро принимать товар и сверять коды маркировки на товарах с указанными в УПД;
- проводить инвентаризацию;
- контролировать продажи, поддерживать ассортимент;
- производить переоценку товара.
Лицензию на ПО DataMobile можно приобрести через подписку в облачном сервисе с оплатой за 1, 6 или 12 месяцев. Вы можете переносить ПО с одного устройства на другое, управляя через личный кабинет.
Установка программы на мобильный терминал не требует особых знаний, а настроить бизнес-процессы можно, отметив нужные для работы опции «птичками». Софт совместим с любыми конфигурациями 1С, а также может быть интегрирован в другие товароучетные системы.
ПО DataMobile — российский софт с регулярным обновлением и бесплатной технической поддержкой пользователей. Программный модуль Маркировка сертифицирован ЦРПТ (оператор системы «Честный ЗНАК»).
Полный комплект для автоматизации торговли, включая сканер 2D-кодов, ТСД и программное обеспечение можно приобрести в нашем интернет-магазине. Закажите обратный звонок или заполните форму на сайте, и мы поможем выбрать оборудование и нужную версию ПО.
Подпишитесь на наши каналы Дзен и Телеграм, чтобы не пропустить полезные статьи об автоматизации бизнеса компании.
Список документов, упомянутых в статье:
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957 (ред. от 19.10.2022) «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды»