Продолжаем рассказывать о фильмах кинорежиссера Лидии Бобровой. Начало тут.
Следующий фильм после "Ой, вы, гуси..." Лидия Боброва сняла через семь лет. Долго искала материал, хотела экранизировать роман Федора Абрамова "Братья и сестры", но вдова писателя, посмотрев "Ой, вы,гуси..." ,не дала согласия на экранизацию. Тогда Боброва взяла основой для сценария рассказы современного российского писателя Бориса Екимова о русской деревне, в частности "Путевка на юг".
Фильм назвали "В той стране". Сняли в 1997 г., а в начале 1998 г., за год до премьеры в России, фильм отправился по международным кинофестивалям. И, наверное, это было правильно. Так как "кинокритики " и "киноведы" не успели поупражняться над очередным "деревенским китчем" и "подражательству Шукшину", как фильм стал собирать призы, в основном зарубежные. Что характерно, на одном только МКФ в Берлине фильм завоевал три премии, в т.ч. премию свободной прессы - " за трогательный драматический портрет деревенской жизни современной России, смело развивающий традиции русского реализма."
А потом были еще призы на МКФ в Норвегии, Франции, Австрии, Италии, Минске. Всего участие в около 30-ти кинофестивалях. Потому и особых критических замечаний к фильму не было. Кем бы эти "критики" выглядели после такого международного признания. Ангажированными идиотами?
Но отыгрались. Ни на одном своем пафосном междусобойчике, типа, "Ники", "Овна", "Созвездия", "Киношока" местная кинотусовка ничем не отметила этот фильм. Вне конкуренции был "Вор" и что-то типа "Страны глухих". "Вора" и на "Оскар", и на "Золотой глобус", и на "Феликс" , и туда и сюда. Пролет. Только в Венеции дали второстепенную "медаль Сената". А ведь почти всех "Ник" собрал, то есть считался на тот момент лучшим российским фильмом.
Но в этой заочной борьбе с "Вором" фильм Лидии Бобровой "В той стране" опередил чухраевский фильм в одном очень важном соревновании. Он получил Государственную премию РФ за 1998 г. Нет, все-таки тогда еще были во власти люди, разбирающиеся в культуре и могущие отделить произведение искусства от конъюнктурной поделки.
То же самое можно сказать и про фильм "Барак", который был, наверное, одним из последних достойных произведений российского кинематографа. Тоже отмеченный Государственной премией в области киноискусства в 2000, и тоже собравший целую корзину фестивальных премий. И тематика та же - жизнь простого русского народа. Об этом замечательном фильме мы писали здесь.
Двадцать с лишним лет прошло с премирования "Барака", а что мы имеем на данный момент в области киноискусства, какие фильмы отмечены Госпремией? А на данный момент за двадцать лет всего два - фальшивый байопик "Легенда № 17" и супермонстр по затраченному бюджету в 10 млрд. рублей "Вызов" с мадемуазель Пересильд. Все. Вот вам и уровень отечественного кино и чиновников от культуры.
В 1998 г. на Берлинском МКФ сошлись в конкурсной программе два отечественных фильма "В той стране" и "Страна глухих". Два разных фильма об одной и той же стране. Две страны в одной России, которые абсолютно между собой не соприкасаются и не знают ничего друг о друге. Снятая в лучших традициях русской классической литературы и советского неореализма "В той стране" о жизни северной русской деревни и вторичная, подражательская Виму Вендерсу, "европейская", глянцево-гламурная, пластмассовая история о столичных бандитах, проститутках, деньгах и, типа, любви, "Страна глухих". С кукольно-пластиковыми, ничего не выражающими мордашками Дины Корзун и Чулпан Хаматовой.
Понадеялся Валерий Тодоровский, что "кто сдает продукт вторичный, тот питается отлично", а оказалось, что пресловутый Запад более образован по части русской и мировой культуры, чем эта самая "новая волна" российских кинематографистов. И зачем им перепевы ихнего старья, когда есть старая, добрая русская классическая культура. Поэтому "Страна глухих" порожняком отправилась домой, на кинотусовках-междусобойчиках утешительные призы собирать, да во всякие местечковые рейтинги, типа "100 лучших российских фильмов за 20 лет", попадать, а русский народный фильм "В той стране" весь в призах. И ведь то же самое произошло и с первым фильмом Лидии Бобровой "Ой, вы, гуси..."
А теперь переходим к фильму, а вернее к "той стране", заметьте не "этой", а именно к той, к настоящей России, что еще сохранялась к середине 90-х.
Заснеженная архангелогородская деревня Веркола, родина русского писателя Федора Абрамова. Время здесь не остановилось, оно просто не прервалось. Ничего не меняется вне зависимости от смены властей в столицах. Это там, в столицах, "какая страна рушится", о чем глядя в телевизор переживает управляющий отделением колхоза, хозяин на этой земле, мощный красавец Чапурин, а здесь у него все как было и пятьдесят, и сто, и двести лет назад. Тяжелый крестьянский труд, хитроватые мужики, работящие бабы, все про всех знают и все всем помогут. Соборность русского народа в чистом виде.
Это доска объявлений. В клубе русский фильм, привет Василию Макаровичу Шукшину, а рядом фото трех друзей, не любящих выпить. Чапурин проводит воспитательную работу на тему - "пьянству-бой". Это в "Стране глухих" алкоголь, уже просто как запивка для кокса или герыча, для усиления эффекта, а "В той стране" в ходу натурпродукт, русская водка или на край домашний самогон под черняшечку, сало и огурчик в приятной компании под задушевный разговор.
Эх, не понимает Чапурин, что пьют мужики не просто так, не для того, чтобы, как от наркоты, уколоться и забыться, а со смыслом, чтобы дойти до сути вещей и вернуться обратно.
Нет в фильме единой сюжетной линии и явных главных героев. Сразу несколько линий и множество судеб переплетаются, образуя живую ткань жизни. Вот первая линия. Три друга, три простых русских мужика, три любителя выпить. А кто не пьет? Зайка, Алешка и Цыганок. Зашли в коровник погреться и заодно раздавить бутылочку. И ведь не просто так водяру хлещут - махнул стакан и побежал, нет их занимает вопрос - а почему они пьют? Для чего и зачем.
А русский мужик он до всего своим умом дойдет.
-Почему ты пьешь?
- Почему я пью? А чтобы меньше моим детям досталось.-
- А я думал по- другому. Человек пьет от жадности. От эгоизма. От общества. -
- Ты тоже прав - от ограждения от нашего общества.
Играют этих трех друзей непрофессиональные актеры, из них двое жители Верколы, а также брат режиссера - Юрий, который уже снимался в "Ой, вы , гуси...". Это как раз тот случай, когда в "кино, как в жизни". Конечно есть вариант, когда в "жизни, как в кино", но Лидия Алексеевна Боброва очень хорошо знает " как в жизни", а потому фантазии на тему "как в кино" ей просто не интересны. Реалистичность, достоверность, правда характеров и ситуаций, настоящий житейский юмор и действительная, не на коленке сочиненная драма. Почему такой популярностью пользовались фильмы Василия Макаровича Шукшина - да все тем же, правдой жизни и узнаваемостью характеров.
Но основной герой фильма, его центральная, объединяющая фигура - скотник Николай Скуридин Он тоже примыкает к вышеназванным трем приятелям, веселым пьяницам. Тоже любит с ними для сугреву пропустить стаканчик водочки. Но и работник золотой. Пьет, но ум не пропивает. Работящий, очень ответственный, неприхотливый, затюканный тещей и женой, простой русский мужик. Когда-то с отличием закончил сельхозтехникум, работал зоотехником, но теперь, а все пьянка виновата и развеселые дружки, которые ведь тоже техникумы позаканчивали, простой скотник. В общем, перед нами та самая русская святая душа, без которой не стоит, как известно русская деревня.
Очень повезло, что роль Николая Скуридина согласился играть житель Верколы, знаменитость всей Архангельской области, друг Федора Абрамова, самодеятельный художник и на все руки мастер Дмитрий Клопов. То ли грешный ангел, спустившийся на землю, то ли святой блаженный. Был и шофером, и вальщиком леса, и раскряжевщиком. И дороги строил, и плотничал. И учителем труда, рисования, черчения работал, и продавцом, освоил электротехнику, радиотехнику, шоферское дело.
"Северным Пиросмани" называл Федор Абрамов своего друга.
Позвонили с центральной усадьбы управляющему отделением Чапурину о том, что путевка есть в санаторий лечения органов пищеварения. Сам то Чапурин здоров как бык, путевка ему не к чему, и решил отдать ее Скуридину, тот как раз язвой желудка мается. Вышел Чапурин, как царь, бог и воинский начальник этой местности на крыльцо, и объявил,что жалует путевкой Николая. Чапурина играет очень фактурный актер Санкт-Петербургского ТЮЗа Владимир Борчанинов.
И закрутилась интрига. Что-то типа сборов и проводов на курорт Василия Кузякина из "Любовь и голуби", но только не в такой балаганно-цирковой манере, а все по-настоящему - с интригами, бабьими причитаниями, вымогательством денег вместо путевки, разоблаченными полюбовницами, жениными и тещиными тумаками до полусмерти и попыткой суицида. Бедного, затюканного Николая чуть до смерти не довели.
Это теща и жена Алька. Актрисы Лидия Савченко и Светлана Гайтан. Какие типажи и какие актрисы! Пришли разбираться это с какого-такого Чапурин их зятю и мужу - "божьей коровке", путевку на курорт выделил. Никогда этот пьяница в отпуске не был и начинать нечего. Отдай деньгами. Шесть детей все-таки в доме, много чего надо.
Пришлось жене Чапурина Лельке применить свои дипломатические способности, провести простейшую комбинацию по разжиганию собственнических инстинктов у обеих баб - типа на путевку еще есть претенденты, чтобы Николая стали собирать на курорт. Даже пришлось жене купить Николаю новые трусы и носки, так как старые даже на половую тряпку из-за дыр не сгодятся.
Небольшая роль жены Чапурина у питерской актрисы Татьяны Захаровой, но очень запоминающаяся. Вот она, та самая шея, которая крутит направляет куда надо царскую голову мужа. У нее все под контролем в деревне, настоящий мастер интриги, великолепная актриса.
А у самого Чапурина развивается платонический роман с молоденькой бухгалтершей Катей, которая тоже в тихом восторге от такого мужика.
А это Чапурин у себя дома смотрит новости и возмущается - какую страну развалили. Но развалили то страну там, в "стране глухих", где секс, наркотики, культ насилия, коррупция, Чечня, грабеж народного достояния, непросыхающий президент, новоявленные "олигархи" с израильскими паспортами, "новые русские" в малиновых пиджаках с руками по локоть в крови, правовой беспредел и буксующая правоохранительная система с "человеком, похожим на Генерального прокурора".
А здесь, "в той стране", у Чапурина пока все по-старому. Мужики работают, а в промежутках пьют. Бабы гоняют выпивох и рожают детей. Привесы скота растут. Дети учатся, кто в школе, кто в инститтуте. Кино русское крутят в клубе. Да только недолго всему этому длиться.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»
Продолжение во второй части.