К употреблению алкоголя все приходят по-разному. Но как бы этот путь не начинался, цель его одна – сбежать от решения проблем, спрятаться от пугающей и несущей угрозу реальности. Угрозой при этом может быть что угодно, например, страх сделать самостоятельный шаг и не справиться, недоверие к людям, вина за прошлое и прочее, и прочее. Финал чаще всего один – невозможность разглядеть иных путей для изменения неблагоприятных обстоятельств и полное подчинение воли во имя зависимости.
На первый взгляд Виктор ничем не отличался от своих соседей. Приехал на скорой после недельного запоя, начал ориентироваться в пространстве дней через пять. Ещё через три дня взгляд его стал осмысленнее, но вместе с тем – печальнее и злее. Он ни с кем не общался, вёл себя особняком, да к нему и не спешили подходить, словно боясь прикоснуться к исходящим от него обречённости и отчаянию. Время от времени в клинику приходила его жена, приносила апельсины и печенье, задавала дежурные вопросы, слушала ответы с отсутствующим видом и быстро уходила. Гостинцы жены Виктор не ел и за неделю ни разу не звонил ей, как, собственно, и кому-либо ещё.
Конфликт? Развод? На встречах с врачами Виктор контакту не сопротивлялся, но поначалу был скован, закрыт, словно готовясь к обороне, на вопросы отвечал абстрактно, отстранённо. Через неделю лёд начал таять, и Виктор стал открываться. Отношения с женой, действительно, давно испорчены, и тому есть причина. Вот уже несколько лет Виктор страдает от эректильной дисфункции, расстройства, более известного как импотенция. Проблема нарастала постепенно, да и сейчас можно говорить не о полном отсутствии эрекции, а о той форме импотенции, при которой нормальная эрекция перед половым актом исчезает уже в процессе оного. Жена, надо отдать ей должное, отнеслась с пониманием, поддержала. А после принялась «спасать» мужа, записывая того на все необходимые в этом случае обследования, которые не выявили никакой патологии, что говорит о психогенном происхождении расстройства, то есть возникшего вследствие стрессовой ситуации.
Виктор отказался принимать эту точку зрения, отказывался идти на психотерапию, кричал, что он не «псих», давил на жену, чтобы та снова записала его на обследование. Сам нашел эффективный, как ему казалось на тот момент, способ справиться с ситуацией – алкоголь. Пара рюмок коньяка на ночь, и вроде всё получается. Жена не одобрила, конечно, что поделать, главное – результат. Правда, потом результат особо перестал интересовать, по крайней мере, так, как раньше. А вот коньяк стал более желанным. Сначала по вечерам, потом в обед, а в последнее время и с утра. На работе приходилось брать отгулы, больничные, отпуска, вскоре Виктор совсем перестал заботиться об этом. О работе он говорил с особенной злобой. «Меня всегда использовали. Я всегда был что-то должен. И всегда были недовольны. Зарплата меньше, чем у других, а нагрузка в два раза больше! Я должен был всё контролировать и нести ответственность за весь рабочий процесс!»
Виктору трудно было справляться с несправедливостью в отношении себя, но страх потери работы и неуверенность в себе не позволяли пойти на контакт с руководством и заявить о своих потребностях. Он решил лучше и больше работать, чтобы те сами всё заметили и оценили по заслугам. Больше работать, по мнению Виктора, значило больше контролировать. Постоянное напряжение сказалось и на интимной сфере, он просто разучился расслабляться. Даже после того, как проблема в постели произошла впервые, первое, что он предпринял – это усилил контроль. Чем только усугубил проблему, так как контроль усиливает страх повторения неудачного опыта. Этим объясняется успешный опыт под воздействием алкоголя – тот снижает контроль, выступая в качестве транквилизатора. В итоге секс с женой у Виктора стал происходить только под алкоголем, а после - остался только алкоголь. Брак затрещал по швам.
Лечение Виктора было спланировано по двум направлениям: лечение зависимости с применением медикаментозной терапии и психотерапия, направленная на снижение контроля, причём также в двух направлениях: проработкой травматического опыта прошлого и специальными техниками по работе непосредственно с эректильной дисфункцией.
К счастью, любовь не успела покинуть пару. Виктор с женой добросовестно отнеслись к лечению, выполняли все предписания врачей, и результат не заставил себя ждать. Виктор стал увереннее в себе, стал лучше понимать и доверять себе и другим, научился справляться со страхами, отношения с женой стали ближе, теплее. Жизнь наладилась, в том числе и сексуальная.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.