Найти тему
Древнее благочестие.

Об убивающих детей.

Очень популярный вопрос в христианской среде: а что будет с той, которая сделала аборт, ведь она же убийца, сможет ли она попасть в Царство Небесное? Другой не менее популярный вопрос: что будет с душой убитого так ребёнка?

Относительно первого вопроса мы имеем не мало решений и постановлений как Соборных, так и Святых Отцов: есть Соборные Правила осуждающие детоубийство, осуждающие убийство до рождения, также есть не мало правил и у отдельных Отцов Церкви по этому вопросу.

И, в принципе, относительно непосредственно самих женщин всё вроде как понятно, а именно: мы имеем соответствующие правило, которые дают нам правильное отношение к поставленному вопросу.

Приведу несколько правил из Синтагмы Матфея Властаря.

Глава 28-я – о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода

91-е правило VI Вселенского Собора повелевает подвергать наказанию убийцы тех из женщин, которые или принимают, или другим дают врачества для извержения плода. Ибо женщины, тайно совокупляясь с мужчинами и зачиная, из боязни, чтобы не быть уличенной в блуде родителями, может быть, или господами, ухищряются истребительным питьем повреждать зачатые плоды, или сдавливают живот тяжестью, отчего зачатые плоды выпадают мертвыми, и не только истребляют плод, но иногда, вместе с зародышем, губят и самих себя.

А 21-е правило собора Анкирского – хотя прежнее, говорит, определение принимающих детогубительные отравы удалило от общения до кончины, но мы, делая нечто более человеколюбивое, определили, что достаточно для них на покаяние десятилетнего времени.

И 2-е правило Василия Великого определяет таковым (женщинам) ту же меру десятилетия и полагает, что врачевание зависит не столько от времени, сколько от образа покаяния. А Поелику Моисеев закон – когда извержен был плод, еще не получивший своего вида – требовал выкупа ценою, а при выкиде плода, уже образовавшегося, подвергал суду человекоубийцы, повелевая умерщвлять ударившего жену (Исх. XXI, 22, 23), то святой (отец), упомянув о сем, говорит: различения мы не имеем, получил ли определенный вид извергаемый плод или не получил, ибо мы не требуем выкупа, но судим как убийцу сделавшую это, с одной стороны, за истребление плода, с другой стороны - за пренебрежение собой, ибо случается, что иногда погибает и она вместе с плодом. Ибо семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, потом начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы. В конце же 8-го правила Василий Великий говорит: «И дающие, и принимающие детоубийственные отравы причисляются к вольным убийцам. Полагает же здесь таковым в епитимию десятилетие как за невольное убийство, я думаю, потому, что носимое в утробе еще не существует в природе, и потому, что она решилась на убийство не по бесчеловечному расположению, но по причине стыда или необыкновенного страха перед родителями, может быть, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью.

Глава 29-я – о жене, нерадящей о (ново)рожденном или покидающей (его)

А 33-е правило Василия Великого, а также и 52-е полагают, что родившая при пути, если, при возможности спасти, она пренебрегла рожденным, должна подлежать наказанию убийства, хотя бы другой, взявши его, по человеколюбию сохранил ему жизнь, – между тем, как она, зачавшая от блуда, быть может, или от прелюбодеяния, «последовала совсем звериному и бесчеловечному помыслу», решившись таким образом скрыть свой грех. А если по причине недостатка в необходимом, или быв ведома как пленница, или укрываясь бегством от неприятелей, и опасаясь, чтобы не быть выданной плачем ребенка, не в силах была спасти саму себя вместе с рожденным, «то матерь особенно достойна снисхождения», по вниманию к угрожающей опасности. Потому и о тех, которые повергают своих младенцев у входа в храмы – несколько раз было рассуждение в священном синоде, и было решено, чтобы таковые подвергались наказанию как убийцы, хотя кто другой возьмет дитя и, приложив попечение, сохранит ему жизнь.

Как видно из приведённых Правил совершившая аборт приравнивается к убийце, но, при этом, Правила не имеют даже намёка на то, что эти женщины не могут войти в Царство Небесное по кончине своей. Более того есть ещё Правила из Главы 5-й Синтагмы – о том, что кающихся не должно отвергать:

52-е правило святых Апостол, аще кто епископ, говорит, или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, но, гнушаясь, отвергает, подобное древнему оному Навату, да будет извержен из священного чина, как опечаливающий Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лук. 15, 7), Который для спасения грешников низшел, преклонив небеса, Который сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13), и человеколюбие Которого не превосходит ни один из наших грехов,298 к тому же и через пророка взывает: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Исайи 43, 26). Ищи в след. 7-й главе прав. 46-е (55-е) Карфагенского собора.

А 2-е правило собора Лаодикийского уличенных в различных согрешениях и через исповедание и соответствующее злу покаяние показавших последующую жизнь диаметрально противоположную, как говорят, прежней, повелевает удостоивать божественного причащения, не по причине усердия их, но ради милосердия Божия и неизреченной благости.

Таким образом, по Милосердию Божию кающегося нужно принимать и по исполнении предусмотренной на каждый случай и исходя из особенностей самого кающегося епитимии, должно допускать до полноценной жизни церковной и участия в Таинствах.

На первом месте безусловно - Покаяние. Только в этом Таинстве согрешивший христианин может примириться с Богом и Церковью.

Что же касается убитых таким образом младенцев, то мы не имеем какого-либо прямого разъяснения из Священного писания. Все мнения строятся на своём личном видении этого вопроса. К Примеру святитель Григорий Нисский в своём сочинении "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию", пишет: "Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле."

Как видно у святого отца нет однозначного ответа. Однако можно сделать некоторый вывод: он не может быть несчастлив подобно умершему грешнику, но и не может быть счастлив подобно преставившемуся праведнику.

При этом ни то ни другое не препятствует совершать дела милосердия: подавать милостыню, совершать благотворительные акции и т.д.

А сама женщина, совершившая убийство пусть кается на Покаянии, несёт установленную духовником епитимию и ожидает воздаяния в День Страшного Суда также как и каждый из нас - христиан.