Морозовы — одна из самых богатых и известных купеческих династий, основатель которой Савва Морозов. Его сыновья «разделили» семью на четыре ответвления: Абрамовичи, Захаровичи, Тимофеевичи и Викуловичи.
Именно последние обладали имуществом в Подсосенском (Введенском) переулке в Москве. Имение было во владении трёх поколений: Елисей Саввич — сын основателя династии, купил землю в 1939, а его сын — Викула Елисеевич передал имение уже с особняком своему старшему наследнику — Алексею Викуловичу.
Дом был возведен в 1879 году. Автором проекта стал М.Чичагов, он создал прекрасный дом в формах эклектики. Позже дом был переделан приглашённым в 1895 году Францем Шехтелем. Алексей Морозов решил обновить для себя первый этаж особняка, а для архитектора этот проект стал одним из самых ярких, показывающих, на что он способен. Дом был буквально модернизирован.
Жемчужина особняка — это три пространства на первом этаже, каждое из которых было до мелочей продумано архитектором. А именно: кабинет хозяина, библиотека и рокайльная гостиная.
Кабинет выполнен в готическом стиле и представляет собой помещение, целиком отделанное дорогим деревом и щедро украшенное резьбой. Первое, на что падает взгляд — это большой белый камин, украшенный французскими геральдическими лилиями. Его верхнюю часть держат сгорбленные горгульи, а стык с лестницей объединяют маски четырёх грешников. Они здесь неспроста – Морозовы были старообрядцами. Старшее поколение особо фанатично относилось к вере, что не могло не впитаться в Алексея, именно поэтому, это являлось своеобразным напоминанием о расплате за содеянное после смерти. Справа от камина находится небольшая потайная дверь на лестницу в молельную. Также особенную — старообрядческую.
Раньше у окна находился рабочий стол хозяина, но он не сохранился, как и бóльшая часть мебели в особняке. Единственное, что осталось в кабинете — это часы, стул со шпилями, напоминающий трон и угловой диван.
Уникальна и лестница на второй этаж, символично ведущая к знаниям. На нижних ступенях сидит гном с открытой книгой. На страницах изречение из «Фауста» Гёте: «Ars longa, vita brevis est» ( жизнь коротка – искусство вечно).
Продолжением этого произведения являются панно на стенах, написанные Врубелем: Маргарита, Фауст, Мефистофель и Полет Мефистофеля и Фауста.
С картинами перекликаются потрясающие подлинные витражи напротив. Их не видно с улицы — это специальная иллюзия от любопытных глаз.
На втором этаже за балконом Шехтель сделал библиотеку в стиле немецкой готики. В середине комнаты сохранился восьмигранный стол, который разъезжался надвое и обнажал на полу стеклянный плафон светильника рокайльной гостиной прямо под библиотекой. Таким образом, можно было поменять лампы.
В гостиной был предусмотрен именно такой интимный свет, люстра (как и все остальные в доме) — это современность. Обусловлено такое освещение было ещё и французскими гобеленами XIIX века. Яркий свет им вреден.
Диагонально из одного угла в другой архитектор сделал композицию зеркал. В одном зеркало над камином из уральского мрамора, в другом невысокий угловой диван в зеркальной нише. Диванчик достаточно низкий и небольшой. Он был рассчитан на одну персону, то есть, даму в пышном платье, чтобы она, занимая место, чувствовала себя комфортно и могла расправить юбки.
Помимо этих интерьеров Шехтель отвечал и за правую половину этажа и входную группу — это русская столовая, курительная комната и вестибюль египетском стиле. Все помещения второго этажа были уставлены витринами с коллекцией фарфора хозяина. Алексей Морозов был настоящим собирателем и человеком, влюблённым в своё дело…
…к сожалению, во время революции 1917 к нему в дом ворвалась латышская анархическая организация, разграбила коллекцию и уничтожила множество уникальных экземпляров. Летом 1918 года анархистов из дома выбили. А Алексей Викулович добился «охранной грамоты» на особняк и коллекцию, которую он, скромно живя в коммунальных комнатах сначала в собственном доме, а потом на Покровке, описывал и хранил до конца жизни…
«Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея. Скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка, он всегда был на месте и радушно встречал посетителя... и с увлечением истого собирателя показывал новые поступления...»
Подписывайтесь на мой telegram-канал: https://t.me/ostatkyroskoshy
Буду бесконечно благодарна вам за отметку "мне нравится"!