Найти в Дзене
Украина.ру

Ивано-Франковск, Мюнхен, Ростов. Судьбы беженцев с Украины

   © AP / Sergei Grits
© AP / Sergei Grits

Во вторник, 20 июня, в мире отмечается международный День беженцев, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 2000 года

По данным ООН, в 2022 году число беженцев и внутренних переселенцев по всему миру достигло рекордной отметки: к концу года, в результате войн, преследования, насилия и катастроф в мире насчитывалось 108,4 миллиона беженцев, то есть на 19,1 миллиона больше, чем годом ранее.

Организация Объединенных Наций выделяет войну в Судане, конфликт на Украине, а также рост миграции из Афганистана и Венесуэлы как основные причины беспрецедентного роста количества беженцев.

«Война в Украине стала основной причиной перемещения населения в 2022 году. Число беженцев из Украины увеличилось с 27,3 тысячи (по состоянию на конец 2021 года) до 5,7 миллиона ​​(по состоянию на конец 2022 года). Это самый масштабный отток беженцев со времен Второй мировой войны», — констатировал Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди.

Важная деталь, которую отмечают статисты ООН: как и в прошлые годы, более бедные страны принимают в разы больше беженцев, чем страны с высоким уровнем доходов…

Детские драки, «как при коммунистах»: украинцы в Европе

Это утверждение подкрепляется и статистикой по украинским переселенцам, хотя роль, разумеется, играет и географическая отдаленность экономически более развитых стран.

К январю 2023 года число украинцев, покинувших свои дома, приблизилось к 8 миллионам. Наибольшее число беженцев — почти 3 миллиона (по данным ООН) — приняла Россия.

Далее по убыванию следуют: Польша, Германия, Чехия, Италия, Испания, Великобритания, Болгария и другие страны Евросоюза.

В первые дни, когда на украинской границе стояли многокилометровые очереди, тысячи людей были готовы помогать и спасать: польские селяне открывали двери своих домов всем, у кого был с собой украинский паспорт, едва ли в каждом крупном городе Европы открылся центр регистрации беженцев и шелтеры, а вся процедура оформления состояла лишь в том, чтобы показать любой документ с трезубцем.

Однако к июню 2023 года советник Еврокомиссии по Украине Лодевейк Ашер констатировал «нарастающую усталость ЕС от солидарности к украинским беженцам». Причины, разумеется, экономического характера: рост цен, рекордная инфляция, сокращение количества рабочих мест.

Украинцы, с которыми удалось пообщаться изданию Украина.ру, сходятся во мнении, что хотя они и благодарны европейцам за помощь, но есть у них и проблемы:

1. Цифровизация. Вернее, ее отсутствие

Внезапно оказалось, что на Украине, при провальной экономике и прочих проблемах, огромное количество бюрократических процедур давно уже функционирует удобно и онлайн: записаться к врачу, заменить документ, перевести ребенка из одного садика в другой можно легко и просто, не отходя от компьютера. При этом все подобные действия в Европе сопровождаются долгой и утомительной корреспонденцией бумажной почтой на местном языке с нотариальными заверениями и прочее и прочее. Проще говоря, если болит зуб — на завтра к стоматологу не запишешься.

2. Языковой вопрос

Бегущие от боевых действий и безумия, творящегося на Украине, люди внезапно столкнулись с языковыми скандалами и притеснениями, хотя, казалось бы… Громкая история произошла в Вене буквально на днях: местная воспитательница детского сада кричала и оскорбляла детей, которые в свободное время говорили между собой по-русски.

В Австрии это не первый случай, особенно «патриотические» переселенцы неустанно ругаются в чатах и социальных организациях, вовлекая в это и детей. Градус безумия порой бывает непостижим: дочка одной переехавшей девушки, спустя полгода в местной австрийской школе, с удивлением узнала, что ее одноклассница — девочка из России, но директор школы строго-настрого запретила ей об этом говорить, и девочка просто молчала. Полгода.

3. «Беженцы из Мукачево»

Впрочем, за русский язык страдают не только русские: в Германии, Чехии, Франции то и дело вспыхивают разборки и драки между беженцами с Восточной Украины и с Западной. За некоторыми уроженцами западноукраинских регионов закрепился ярлык «беженцы из Мукачево» — те самые, которые, находясь в наибольшей безопасности, в первые дни после 24 февраля выехали в Европу за статусом и пособиями, а свои квартиры сдали внутренним переселенцам за цены в десятки раз превышающие реальные.

В центре помощи беженцам в Мюнхене на днях в ответ на эту претензию от жителей Мариуполя прозвучала реплика:

«Вы всю жизнь жили богато и счастливо, теперь пришла наша очередь, не сидеть же нам, сложа руки».

4. Поликлиники и социализм

Ассоциация европейских фермеров уже в марте 2022 года запустила программу расселения беженцев на фермах, с возможностью жить вместе с хозяевами угодий и по желанию выполнять сельскохозяйственные работы. Особенно актуально это стало для тех, кто не владел никакими языками, кроме русского.

Одна семья, в которой приболел ребенок, все просила местную девушку-волонтера записать их в поликлинику, но та никак не могла понять, чего же от нее хотят. После многократных пояснений, волонтер ахнула:

«Это что же, у вас до сих пор есть бесплатные больницы, как при коммунистах?»

Видимо, имеется в виду как при СССР.

5. «Институциональный расизм»

Так пресс-секретарь Саксонского совета по делам беженцев в Дрездене Давид Шмидтке назвал «неравенство» между беженцами из разных стран: украинцы, согласно принятым Евросоюзом правилам, имеют преимущество в получении жилья и помощи перед беженцами из стран Азии и Африки, с чем тоже бывают связаны скандалы и драки.

С другой же стороны, адаптационные программы адаптированы, прежде всего, именно на мусульманское население: украинские беженцы в Австрии и Франции были шокированы пунктами анкеты, выданной им миграционной службой:

«Девушка/женщина имеет право работать или должна обсудить этот вопрос с мужчиной-опекуном?»

Храмы Хмельницкого, снаряд на кухне

Бесконечные скандалы потрясают Украину и внутри: огромный поток беженцев из восточных регионов, хлынувший на запад страны, обнажил острые вопросы языка, конфессии, мировоззрения и всего того, что в хрупком иллюзорном мире некоторых жителей Ровенщины или Франковщины просто не существовало.

«Єдина країна!», — проповедовал в Виннице Петр Порошенко, а оказалось, что страна с населением больше 30 миллионов не может быть монолитом: тут и проблемы закарпатских венгров, и во Львове приходится ругаться за песни Виктора Цоя, и соломенный сарай, сдающийся в аренду за 20 000 гривен (почти 50 000 рублей) тоже не слишком напоминает дружное единение в едином порыве.

А достается, как всегда, тем, кто ничего плохого не делает и занят делом: украиноязычная волонтер из Хмельницкого, Анастасия (имя изменено), с первых дней занималась обустройством шелтеров для семей с детьми в храмах и приходах Хмельниччины. Сейчас о ней слышал в Полтаве и Днепропетровске (Днепре) любой волонтер: нужно поселить детей из опасного региона — поможет Анастасия.

Но приехав в гости в Харьков она внезапно столкнулась со слепой и жгучей ненавистью: будто бы это она виновата в том, как на Закарпатье спекулируют жильем и бьют за русский. Ну как, например, публично учит в своем блоге бывшая депутат от «Свободы»*, националистка Ирина Фарион.

В общем, сложно все.

А еще невозможно уговорить стариков уезжать, рассказывают волонтеры. Тем более что государственной эвакуации не было нигде. Запустили несколько автобусов из Краматорска и Красноармейска (Покровска), несколько поездов из Харькова, Полтавы и Днепропетровска и на этом все. Большинство жителей даже не знали, где эти самые автобусы находятся.

Волонтеры, таксисты, гуманитарные миссии от храмов и монастырей буквально ходили по квартирам, уговаривая людей уезжать. Лидию Васильевну (имя изменено) из Северодонецка пытались уговорить трижды: удалось лишь тогда, когда у нее на кухне оказался артиллерийский снаряд. Оказавшись у родственников в Днепропетровске, женщина и сама пошла помогать переселенцам. «Не сидеть ведь без дела в 84 года», —говорит она.

Заминированное лето мариупольских детей

17 марта Международный уголовный суд (РФ не признаёт его юрисдикцию) выдал ордер на арест уполномоченной по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой за «депортацию украинских детей».

«Перспектива такого мероприятия лишила сна наших бывших западных партнёров, которые совсем не заинтересованы в том, чтобы в ООН звучала правда, а не их лживый нарратив о якобы имеющих место похищениях детей», — написал накануне заседания Совбеза ООН первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский.

Львова-Белова сообщила, что с начала СВО российские регионы приняли более 5 млн жителей Украины и республик Донбасса, в том числе более 730 тысяч детей, все они приехали с родителями, другими родственниками либо законными представителями.

Кроме того, из соображений безопасности в конце лета и осенью 2022 года с добровольного согласия родителей дети из Херсонской, Запорожской и Харьковской областей отправились в лагеря Краснодарского края и Крыма.

Эвакуацией и расселением детей, разумеется, занимались и простые энтузиасты, которые просто не могли сидеть сложа руки. В интервью изданию Украина.ру об этом рассказал директор благотворительного фонда «Руспомощь» Василий Александров.

Волонтеры спасали детей, в том числе сирот из детских домов Горловки, Мариуполя и других городов и поселков, оказавшихся в эпицентре боевых действий. Главными помощниками, по словам Александрова, оказались ополченцы Донбасса: брали под свою опеку целые автобусы с детьми и семьями, защищали ценой своих жизней.

Сейчас все эти дети в безопасности: их приняли санатории Ростовской области и Краснодарского края, местные власти помогли со всеми бюрократическими проволочками.

«Каждый из этих детей может рассказать, как на его глазах кого-то убили, кого-то засыпало, и эти истории они рассказывают с такой детской непосредственностью, как будто ты фильм смотришь. Они все очень повзрослевшие. Я общаюсь с детьми, они же рассказывают наперебой, как они пережили то, что пережили. Но при этом при всем абсолютно нормальные дети. И рассказывают, как будто бы это происходило не с ними», — рассказал Василий Александров нашему изданию.

Он также вспомнил диалог с мальчиком, встреченным им неподалеку от Мариуполя:

«По дороге разговорились тоже со славным мальчишкой, я его спрашиваю:

— Как живете?

— Нормально.

— А купались в этом году?

— Нет, там же все заминировано.

Вот тебе, пожалуйста, у детей заминированное лето», — рассказал он.

По его словам, не столь важно, сколько детей удается вывезти, это «капля в море от всего количества детей, но они уже начинают получать другой заряд, ретранслировать, что мир гораздо светлее и есть нормальное детство».

Резюме

Восемь миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома, но статистика ООН не учитывает и не может учитывать тех жителей Донбасса, которые оказались в этой ситуации еще раньше, с 2014 года и по сей день. Реальные цифры куда более устрашающие. Но и милосердие простых людей по всему миру — безгранично.

*Организация признана экстремистской в РФ.