Найти в Дзене
Правмир

Может ли грех быть крестом, который я несу?

«”Человек несет свой крест” — мы часто применяем это выражение к тяжелой длительной болезни. Но ведь греховная страсть — это тоже своего рода болезнь. Может ли такая страсть быть крестом для страдающего от нее? Например, у человека зависимость от алкоголя или наркотиков. Хочет избавиться, борется, но не может побороть. Это его крест?»

На вопрос отвечает протоиерей Федор Бородин:

— «Страсть» в русском и славянском языках означает тяжелую привязанность к чему-то греховному, которая сильнее воли человека и одновременно — его страдание. Страстная седмица — пост страдания. Или мы говорим «предмет страсти человека».

И то испытание, та тяжесть, которая ложится на человека, когда он предается своим страстям — конечно, ее бывает очень тяжело нести.

С другой стороны, все-таки, когда мы говорим: «Господь дал крест», — то это некое спасительное страдание, данное или попущенное Богом для того, чтобы душа человека очистилась. Поэтому нельзя сказать, что страсть винопития — это грех, который дал Господь. Человек сам это выбрал, скорее это крест, который Господь попустил для его родственников несчастных, страдающих.

Бывает так, что Господь попускает человеку впадать в страсть и не помогает ее побороть, для того, чтобы человек не впал в гордость. Причем чаще всего святые отцы пишут о том, что гордым людям чаще всего попускается какие-то страсти и грехи против седьмой заповеди («Не прелюбодействуй»). Потому что это все очень сильно смиряет человека, не дает ему возноситься. Грехи против седьмой заповеди христианин любящий Бога остро и болезненно ощущает как скверну. А, допустим, осуждение не ощущает как грех.

Например, у преподобного Иоанна Кассиана в какой-то из книг есть рассказ о том, что молодой послушник или монах потерпел искушение ночью. А он готовился к Причастию. И он спрашивает у Иоанна Кассиана: «Что делать?» Иоанн Кассиан отвечает: «Ты, наверное, допустил какие-то мысли нечистые, на кого-то смотрел». — «Нет, авва, я себя соблюл». — «Значит ты кого-то осудил тяжко и Господь тебе попустил». То есть здесь мы видим этот механизм, когда Господь отходит от человека, человек впадает в грех, который он, может быть, ненавидит, и раскаивается, больно ему. Это для того, чтобы он увидел свой главный грех, который есть корень всего остального — свою гордыню. Господь таким образом его смиряет.

Тогда да, это можно рассматривать, но не как крест, а как, скажем, смиряющее попущение Божие.