Найти тему
История и культура Евразии

Уничтожение U-2 под Свердловском - крах разведывательных полетов США

Оглавление

Уничтожение U-2 под Свердловском стало одним из самых значимых эпизодов холодной войны между СССР и США.

Сбитый самолет-разведчик Lockheed U-2 был одним из наиболее секретных и совершенных самолетов своего времени, способен был летать на высотах до 21 км и снимать изображения с очень высоким разрешением.

Советские военные, обнаружившие самолет в воздушном пространстве СССР, незамедлительно начали преследование и, несмотря на то, что U-2 летел на крайне высокой высоте, сумели его сбить. Пилот самолета, Френсис Гэри Пауэрс, был захвачен советскими властями и провел два года в тюрьме в Москве, прежде чем был обменен на советского шпиона Рудольфа Абеля.

Этот инцидент привел к усилению напряженности между СССР и США и оказал существенное влияние на ход холодной войны. Никита Хрущев использовал этот случай для демонстрации силы СССР и укрепления своей позиции в мировой политике. США, в свою очередь, были вынуждены пересмотреть свою политику в отношении разведывательных полетов над территорией СССР. Сбитие U-2 также привело к усилению разработки новых технологий для разведывательных полетов, включая спутники и беспилотные летательные аппараты. В целом, этот инцидент является важным моментом в истории холодной войны и продолжает привлекать внимание исследователей и историков по всему миру.

Lockheed U-2, идентичный сбитому
Lockheed U-2, идентичный сбитому

Предыстория

Для дальней авиаразведки у Пентагона был «Отряд 10-10» - авиаэскадрилья метеоразведки. Официально подчинялась Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

4 июля 1956 года совершён первый полёт U-2 над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. После этого полеты стали регулярными. Советское руководство знало о них, но сделать ничего не могло - летали слишком высоко.

Позже полеты стали осуществлять из пакистанского Пешавара. Причина - ближе Семипалатинский полигон и уральская промышленность.

Охота на U-2

В приграничных зонах установили радиолокационные станции. На боевое дежурство встали С-75.

С-75 «Двина» (по классификации МО США и NATO — SA-2 Guideline) — советский подвижный зенитный ракетный комплекс
С-75 «Двина» (по классификации МО США и NATO — SA-2 Guideline) — советский подвижный зенитный ракетный комплекс

Американцы ничего не знают о мощной системе, которая развернута против них.

И 1 мая 1960 года U-2 под управлением Пауэрса в 5.36 пересек советскую границу.

Фрэнсис Гэри Пауэрс (17 августа 1929, Дженкинс, Кентукки — 1 августа 1977, Энсино, Калифорния) — американский лётчик, выполнявший разведывательные задания для ЦРУ
Фрэнсис Гэри Пауэрс (17 августа 1929, Дженкинс, Кентукки — 1 августа 1977, Энсино, Калифорния) — американский лётчик, выполнявший разведывательные задания для ЦРУ

Он должен был пролететь над Казахстаном, Уралом и приземлиться в Норвегии.

Хрущев приказал подбить U-2. Вначале подняли два истребителя-перехватчика Су-9. Но они не смогли достать до U-2. При этом единственной возможностью у них был таран.

Тогда в американский самолет выпустили ракеты С-75. Их еще не использовали в боевой ситуации. Расчеты были не готовы. Но все-таки подбили.

А через полчаса, так как не знали, что был отбой боевой тревоги ракетами С-75 подбили МиГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. Лётчик погиб, хотя и катапультировался. Летевший с ним в паре другой МиГ-19 под управлением Бориса Айвазяна сумел уклониться. Оба самолета послали на перехват американца.

Американский самолет упал вблизи деревни Поварни Свердловской области. Пауэрс парашютировался. И не воспользовался ядом кураре. Позже это станет обвинением против него после возвращения в США.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрса приговорили Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы. Отправили во Владимирский централ.

10 февраля 1962 года на берлинском мосту Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера.

В США Пауэрса обвинили в государственной измене. Но потом сняли с него все обвинения. Затем Пауэрс работал в фирме Lockheed лётчиком-испытателем. Потом пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. Погиб вместе с оператором 1 августа 1977 года при катастрофе своего вертолёта. Вертолет упал из-за недостатка топлива.