Крамской заметил в 1885 году: "...Шишкин остаётся единственным и до сих пор как знаток и рисовальщик дерева вообще и хвойного леса в особенности".
В Сестрорецке под Петербургом среди любимых сосен и дубов Шишкин бывал часто. Такой же близкой для него была природа окрестностей Елабуги. Искусствовед А.Н.Савинов считает, что в картине "Заповедная дубовая роща Петра Великого в Сестрорецке" важным элементом картины является свет, проникающий во все части пейзажа и играющий в лёгких рефлексах даже на затененных частях деревьев. Он служит здесь обьединяющим началом и придаёт не только большую жизненность, но и мягкую привлекательность картине.
Интересна история, в которой Шишкин подверг критике в разговоре с Репиным одну из его картин "Плоты на Волге", впоследствии уничтоженную самим художником. "Ну, что вы хотите этим сказать? А главное, ведь вы это писали не по этюдам с натуры? Сейчас видно.
- Нет, я так, как воображал...
- Вот то-то и есть. Воображал! Ведь вот эти бревна в воде... Должно быть ясно: какие бревна - еловые, сосновые. А то, что же, какие-то "стоеросовые"! Ха-ха! Впечатление есть, но это несерьёзно ".
Картины Шишкина, изображающие русские леса, принадлежат к известнейшим произведениям русского искусства. Искусство Шишкина рассказывало о русском лесе и заставляло гордиться красотой и богатством родины, выражало здоровое мироощущение.