На какие моменты следует обратить внимание родителям? Поговорим о 5 основных признаках. Именно они первыми могут заподозрить - с ребенком что-то не так.
Задержка психического развития (далее сокращенно ЗПР) проявляется в снижении интеллекта и недостаточной способности к обдуманным действиям.
«С такими нарушениями сегодня рождается около 15-16 процентов детей от общего количества новорожденных» - по данным Международного педагогического портала solncesvet.ru
❗️Не следует винить родителей и считать, что своим воспитанием они тормозят развитие ребенка, как это делают многие педагоги и психологи. Иногда причина кроется совершенно в другом: нарушение работы головного мозга, обмена веществ, инфекции, травмы в период родов, осложнения во время беременности, генетика и т.д. Только комплексная помощь (медицинская и психологическая) приносит хорошие результаты в коррекции ЗПР.
Основные признаки задержки психического развития у детей
Задержка и трудности понимания речи
ЗПР часто сочетается с задержкой развития речи. Родители изначально обращаются с проблемами с речью, потом выясняется, что трудности не только с этим.
Речь - основа интеллекта. Нет речи, нет и мыслительной деятельности. Если ребенок не разговаривает или имеет ограниченный словарный запас, он не умеет пересказывать, рассуждать, доносить свои мысли и выражать себя.
Также признаком ЗПР может быть избыточная речевая активность, лишенная смысла и цели. Ребенок много болтает, набор бессвязных слов и выражений. Не может ответить на вопросы и не понимает о чем речь.
Незрелость эмоционально-волевой сферы
Ребенок не может контролировать свои эмоции, часто истерит, агрессивно реагирует на слова «надо, нельзя». Не понимает объяснения родителей, продолжает настаивать на своем. Не может следовать инструкции взрослого и не выполняет элементарные просьбы. Например, закрой за собой дверь, помой руки перед обедом, поставь обувь на полку и т.д. Необходимо постоянное и многократное напоминание. Ребенку нужно прилагать сверхусилия, чтобы совершить действия, которые от него требуются.
Эти правила относятся к детям старше 5 лет. Но уже в 3-4 года внимательные родители могут заметить недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, сравнивая ребенка со сверстниками.
Бедное воображение и отсутствие творчества в игре и деятельности
В норме дети с 3-5 лет разворачивают разнообразную сюжетно-ролевую игру. Просят родителей поиграть с ними в доктора и больного, дочки-матери, злодея-героя и т.д. То есть придерживаются какого-то сюжета и роли в игре.
Дети с ЗПР играют примитивно и незатейливо. Разбрасывают игрушки, рушат, ничего не строят и не пытаются воспроизвести. Игра лишена фантазии и похожа на монотонную и однообразную деятельность.
Инфантильность и несамостоятельность
Дети с ЗПР с трудом учатся обслуживать себя. Слабо развиты бытовые навыки. Часто не умеет сами есть, одеваться, застегивать пуговицы, мыться и следить за своей чистотой. Выглядят неопрятно и не замечают этого.
В более старшем возрасте боятся оставаться дома одни. Избегают ситуаций, где нужно проявлять инициативу и ответственность.
Трудности обучения в школе
Если до школы все эти симптомы оставались незамеченными, то в обучении не заметить это будет сложно. Ребенок неусидчив, невнимателен, не выполняет требования учителя. Постоянно отвлекается и не может усвоить школьную программу.
Обычно после года мучительных попыток «воспитать» и просьб «взяться за ум» ребенка отправляют на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Специалисты после ряда диагностик выносят свое заключение. Ребенок учится по адаптированной школьной программе для детей с ЗПР.
❓От опытных педагогов, работающих более 20 лет в школе, слышу, что количество детей с ЗПР растет из года в год. Основную причину видят в гиперопеке, запущенности и вседозволенности в воспитании. Раньше дети были более самостоятельны и предоставлены самим себе. А как считаете вы?
🧩 Вам также может быть интересно⬇️
«Где вы были раньше? Ваш ребенок отстает…»: про возрастные нормы
Топ-3 причин почему домашние задания могут быть вредными