Найти тему
Елена Володина

Почему нельзя говорить детям "Не бери чужое"

Оглавление

Что я говорю двухлетнему сыну, когда он покушается на чужие игрушки. Простые фразы с глубоким смыслом.

Часто вижу ситуации на детских площадках, когда родители ходят за своими детьми по пятам со словами "это чужая машинка, не бери, положи на место и пр!" Я считаю, что эту фразу (именно в такой формулировке) говорить бессмысленно. Это брать нельзя, то нельзя – зачем вообще тогда выходить на детскую площадку, сидели бы дома! Так у ребенка можно отбить все желание изучать мир. В этом же и смысл прогулки – поиграть в чужие игрушки, а потом, ничего не покупая, радостно пойти домой.

Я убеждена: желание ребенка брать/трогать чужие вещи – НОРМАЛЬНО, задача взрослого, показать, что можно делать с такими желаниями, как выходить из ситуации, находить альтернативы: ЕСЛИ ЭТО НЕЛЬЗЯ, ТО ЧТО МОЖНО?

Фраза “не бери чужое”, возможно, и учит праву собственности, но никак не помогает ребенку справляться со своими чувствами, а главное, решать вопрос – как все-таки получить объект желания.

Есть несколько фраз-альтернатив, на первый взгляд, простые, но за каждой стоит важный смысл.

Можно взять?

Подходит для случаев, когда владелец игрушки известен и к нему можно обратиться с вопросом. Можно сопровождать комментариями, что эта машинка – не твоя, вот ее хозяин, мы чужое без разрешения не берем, давай спросим у мальчика/девочки, можно взять?

Чему учит ребенка: мы показываем, что есть свое и чужое, но при этом учим взаимодействовать с хозяином чужих вещей + делать это вежливо. Когда взрослый говорит малышу “нельзя брать”, он имеет в виду прежде всего “нельзя брать без спроса”.

Давай поменяемся?

Не надо ничего запрещать ребенку, подскажите ему, как получить то, что он хочет. По этой причине мы всегда берём на площадку несколько машинок из дома. Черный Гелендваген и оранжевый бульдозер дома сыну наскучили, зато в песочнице пользуются большим спросом у других детей и помогают моему ребенку успешно "закрывать все сделки”. К тому же это экологично “если что-то не нужно тебе, возможно, это нужно кому-то другому”.

Чему учит ребенка: если научиться договариваться, можно получить что хочешь) Суперценный навык во взрослой жизни.

А давай поиграем в другую игрушку?

Если ребенок очень хочет чужую игрушку, а хозяин ее не отдает, то попробуйте малыша отвлечь или предложить что-то, что сейчас находится в свободном доступе. Я обычно добавляю “возьми то, что никому не нужно”. Важно показать ребенку, что никому не нужная вещь не равно плохая.

Чем учит ребенка: переключать внимание на другой предмет, а не зацикливаться на чем-то одном, смотреть шире. Когда ребенок вырастет, он не всегда сможет получать все, что захочет (здравствуй, взрослый мир), но навык переключения поможет находить другие возможности, не терять время и двигаться дальше.

А еще я убеждена, что не надо брать на площадку (и тем более в песочницу) игрушки, которые боишься потерять или сломать.

Все драгоценное лучше оставить дома. Научить малыша беречь вещи важно, но еще важнее не сделать из него невротика. Недавно на площадке увидела ситуацию: ребенок не проявлял интереса к своим собственным игрушкам и был готов делиться ими, но мама(!) не разрешала другим детям их брать (“не бери, это наше, ты потеряешь, я потом буду по всей площадке их бегать искать”).

Вообще не ожидала, сколько интересных историй подкинет детская площадка - “жизнь меня к такому не готовила”. Поделюсь другими наблюдениями в новых статьях, подписывайтесь, если интересно!

А что вы говорите детям, когда они пытаются взять чужое?