Одним из самых интересных уроков на моем первом курсе по фотографии был урок на тему "Композиция". Пожалуй, после него смотреть фильмы я стала абсолютно иначе - глазами фотографа. Как это? Анализируя, картинку, которую я вижу.
Композиция - это расположение элементов в кадре, взаимодействие их между собой, придающих изображению убедительность и целостность.
И у вас наверняка при просмотре определенных фильмов возникает мысль "Как красиво", даже если вы далеки от фотографии и видеоискусства. Недавно муж смотрел фильм "Джон Уик 4", и остался под впечатлением от самой картинки (хотя он совсем не ценитель красоты картинок). Я заинтересовалась)) Действительно, очень интересная композиция кадров, очень большой акцент на сочетании цветов в фильме производит "Вау-эффект".
Композиционные приемы и в фотографии и в кино - одни, поэтому просмотр фильмов "глазами фотографа", позволит вам развивать насмотренность в плане композиции, и использовать эти приемы уже в своих фотографиях. Кроме того, кино служит источником вдохновения - идеями, образами, сочетаниями света и цвета.
В кадре могут быть использованы сразу несколько композиционных приемов, и от этого он становится только более завораживающим, интересным и красивым. Но главная задача использования этих приемов - управление вниманием зрителя и его эмоциями.
В этой статье я собрала примеры кадров из фильмов: "Джон Уик 4", "Отель Гранд-Будапешт", "Амели", "Титаник", "Великий Гетсби", "Королевство полной луны".
Правило третей
Самый простой и базовый прием. Делим кадр на три равные части прямыми линиями по горизонтали и вертикали. Получаются четыре точки пересечения. Объекты внимания, желательно, располагать в этих точках. Так кадр выглядит более сбалансированным.
Глубина резкости
Когда в кадре несколько объектов, но нужно выделить, например, ближайший к вам - используют этот прием. Вы и сами наверняка используете этот прием, размывая задний план.
На этом стоп-кадре используется не только правило третей, но и глубина резкости, выделяя главную героин. Когда женщина на заднем плане начинает говорить, фокус перемещается на нее.
Многоплановость
Какие планы существуют - передний, средний и задний план. При расположении объектов в кадре на разных планах кадр становится интересным, его хочется рассматривать, вглядываться в детали. При этом главный герой остается в композиционном центре кадра.
Направляющие линии
Направляющие линии — линии ведут взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на основном объекте съемки.
Ритм
Способ организации кадра, при котором повторяются в кадре одинаковые элементы с определенным интервалом.
Ритм привлекает внимание зрителя за счет повторяющихся структур, заставляет взгляд зрителя следить за ними. Это могут быть объекты и движения персонажей в кадре.
Симметрия
Мы подсознательно настроены на поиск гармонии, в том что нас окружает, поэтому симметричные кадры настолько приятны зрителю. То есть одна сторона изображения — зеркально отражённая копия другой.
Симметрия может быть как горизонтальной, так и вертикальной и даже радиальной.
Фильм, в котором можно сказать каждая вторая сцена с использованием этого приема - "Отель Гранд-Будапешт".
Диагонали
Правило диагоналей — это расположение важных элементов композиции вдоль линий, проходящих из одного угла кадра в другой. Этот прием позволяет подчеркнуть глубину пространства и усилить динамику движения.
Фрейминг
Или по-другому "Рамка". Еще один из способов выделить важные с точки зрения сюжета объекты.
Суть приема (от англ. frame — рамка) заключается в ограничении главных объектов композиции другими элементами. Это могут быть как естественные рамки - это, например, окно поезда или зеркало, так и постановка искусственных конструкций перед объектом в момент съемки - дверной проем, фигуры людей, листья и др. Причем рамка может быть как на переднем, так и на заднем плане.
Голландский угол
Простыми словами - это заваленный горизонт. Такой прием помогает передать психологическое состояние героя, например, напряжение. При этом наличие вертикальных линий в кадре добавит динамики.
Ниже пример как этот прием использовали в фильме "Амели", там он используется особо часто.
Цветовой акцент
Это яркое цветовое пятно в композиции, привлекающее взгляд. Таким способом обычно привлекают внимание к главному герою, но эти цвета нужно правильно сочетать между собой.
Как видите на стоп-кадре ниже - здесь и фрейминг, и центральная композиция, и симметрия.
Композиционных приемов существует гораздо больше, я рассказала лишь про те, которые вам будет не трудно заметить при просмотре фильма. Это очень большая и обширная тема ни на одну статью)
Почему композиция так важна?
Музыкальное сопровождение, диалоги, другие эффекты - подчеркивают смысл изображения, но общее впечатление обычно зависит именно от композиционного решения.
Спасибо вам, что читаете мои статьи. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.
Рада быть вам полезной!