Случайно читал заметки об украинском постсоветском кинематографе 90-х годов. Название фильма "Долой стыд" бросилось в глаза и заинтересовало. В 1994 году, в новую эпоху украинского кинематографа, на кiностудiи художнiх фiльмiв Олександра Довженка сняли картину "Геть сором" ("Долой стыд").
Сразу вспомнилось общественное движение революционной молодежи "Долой стыд", которое поддерживалось наркомом Александрой Коллонтай. Комсомольцы проводили марши и митинги в обнаженном виде и требовали упразднить мораль и семью, как пережиток буржуазного общества.
Действие фильма происходит во времена НЭПа. Еще не начались индустриализация, коллективизация и строительство социалистического общества. Пока что звучат остаточные лозунги революции и гражданской войны. Страна только что отошла от ужасов братоубийственной бойни, разрухи и голода. Появилась первая партийная номенклатура. В фильме отлично передана эта атмосфера междуцарствия, когда сильной партийной власти еще нет, и везде процветают бюрократы и разного рода аферисты. Это прямая отсылка к Зощенко, Ильфу и Петрову.
Красивая молодая девушка Мария приехала из села в большой город, в новую жизнь. Поселилась у своей подруги, которая уже обтерлась в городе и добилась каких-то успехов, завела себе влиятельных богатых любовников и живет красивой обеспеченной жизнью. Точно такую же карьеру она предлагает Марии, которой меняет имя на Бьянка, более подходящее для новой жизни. Даже начинает ее сводить со знакомыми состоятельными мужчинами. Но подруга оказывается несговорчивой, она просто идет работать секретарем-машинисткой в госучреждение и в разврат бросаться не торопится.
В конторе, где она работает, типичный муравейник из Ильфа и Петрова, присутствуют все типажи. А ее сразу начинает домогаться начальница Марлен, нимфоманка и садистка. Ей Мария нравится, она тоже пытается втянуть красавицу Бьянку в свой круг разврата и изысканных наслаждений. Увы, Мария непреклонна и продолжает жить своей непорочной жизнью. Правда, вокруг нее увивается мелкий человечишка, делопроизводитель Кук, который хочет сделать ее своей любовницей. Однажды они ужинают вместе, напиваются и на улице знакомятся с известным художником Чаргаром. Художник провожает Бьянку до дома, потом они продолжают знакомство. Но любовниками все никак не становятся
Сразу отмечу первые признаки украинской независимости. Художник рассказывает ей о гетмане Мазепе, представляет его не как предателя, а обычного украинца. Кого он предал? Царя Петра. А кто такой этот Петр. Русский царь. Как может украинский гетман предавать какого-то русского царя? То есть это даже предательством не считается.
Деловод Кук человек крайне ничтожный, но Мария от скуки становится его любовницей. А потом еще и собирается стать любовницей художника Чаргара. Какой-то странный треугольник складывается. Тут еще нимфоманка Марлен пристает, хочет посвятить ее в страсть, показать ей настоящую жизнь.
На экране почти реальные 20-е годы, расцвет НЭПа и всеобщего маразма. Люди ведут себя как-то чересчур вычурно и эпатажно. Седовласые фальшивые герои революции устраиваются в новой жизни и заводят молодых красивых любовниц. Все выглядит отталкивающе карикатурно.
По соседству с Бьянкой в коммуналке живут муж с женой. Товарищ Ульяна была пулеметчицей в Красной армии. Ее муж красным конником. Теперь, когда революция закончилась, они оказались на обочине, потерянными в новом мире. Муж крепко выпивает и избивает товарища Ульяну. Однажды Бьянка обнаруживает труп зарезанного мужа Ульяны и понимает, что тот своими побоями и оскорблениями довел до этого женщину.
Фильм смотреть интересно, снят неплохо. Много музыки, классической, народной, революционной. Саундтрек составлен очень грамотно. Режиссер хорошо прочувствовал то время и изобразил его без откровенной чернухи, для которой в этой теме есть огромные возможности. Получилось почти целомудренно, актеры справились со своими ролями. Только непонятен финал. Почему Мария-Бьянка неожиданно повесилась? В чем ее драма? Она вовсе не была депрессивной, замечательно справлялась с трудностями, могла за себя постоять. Тут просто какая-то странная прихоть авторов фильма.