Мы продолжаем цикл статей, посвящённых Году педагога и наставника.
И наш следующий гость рубрики - Сергей Владимирович Шех.
СЕРГЕЙ Владимирович - учитель физкультуры в школе-интернате п. Октябрьского. Несмотря на то, что он из семьи педагогов, Сергей не пла-
нировал идти по стопам родителей. Он прекрасно знал, какой это нелёгкий труд, видел, сколько времени мать с отцом посвящали работе и сколько
на неё уходило моральных и физических сил. Поэтому при поступлении в КузГТУ выбор Сергея пал на востребованную тогда профессию экономиста.
Несколько лет Сергей Владимирович действительно работал по специальности, но затем начались, как говорится, поиски себя. Мастер участка ЖКХ, заместитель директора по охране труда, водитель - и это далеко не весь список.
В один момент всё изменил один звонок от директора школы-интерната, которая предложила на полставки поработать у них программистом. Тогда Сергей Владимирович вполне мог совмещать основную деятельность
с подработкой в школе, и он согласился. Но кто ж знал, что программист перерастёт в преподавателя математики, а затем в учителя физкультуры.
Прежде чем приступить к школьным трудовым будням, Сергей Владимирович прошёл переподготовку на специалиста по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития. Именно
такие ребятишки являются основными учениками Октябрьской общеобразовательной школы-интерната.
- Сначала, конечно, возникали сложности в работе. Но мне сильно помогли коллеги, к которым я мог обратиться за советом. И всякий раз моя просьба не оставалась без внимания. За это им огромное спасибо. Каждый день в школе отличается от предыдущего. Отсутствие ежедневной рутины, постоянное живое общение с детьми словно заряжают тебя энергией, и хочется двигаться дальше, - рассказывает Сергей Владимирович.
В школе обучается и круглосуточно проживает 70 учеников от 7 до 18 лет. И наш собеседник должен найти общий язык с каждым из ребят. К тому же педагогдолжен иметь крепкие нервы и большое терпение. Благо с этим у Сергея Владимировича проблем нет. Он не кричит и не ругает детей, конфликты сглаживает шутками или отвлекает ребёнка физическими упражнениями. Как правило, такие мётоды практически всегда срабатывают.
- Чтобы чему-то научить детей с ОВЗ, нужно время и, как правило, нестандартный подход: к каждому необходимо подобрать свой ключик,
- объяснил педагог. - Ещё в начальных классах я начинаю приглядываться к своим ученикам и пытаюсь понять, кто к какому виду спорта предрасположен, какие у кого спортивные таланты. И в дальнейшем стараюсь развивать в ребёнке эти качества.
Так, к примеру, произошло с Ромой Илларионовым. Ему 15 лет, учится в 7 классе. Юноша -талантливый лыжник. На это и обратил внимание Сергей Владимирович, когда Рома учился ещё в четвёртом классе.
- Я начал понемногу вовлекать Рому в спорт, порой индивидуально занимаясь с ним. В итоге он принял участие в ежегодных школьных
лыжных гонках, на которых занял первое место. А ведь просто нужно было увидеть рвение и заинтересованность ребёнка. Я говорю: «Ром, на
следующий год ты поедешь на областные соревнования, где
из нашей школы будет только восемь спортсменов», - вспоминает Сергей Владимирович.
- Для него это стало таким стимулом, что он начал бегать
на лыжах чуть ли не каждую перемену.
Старания Сергея Владимировича и Романа оправдались: 3 место в общем зачёте на областных соревнованиях. Причём первые серебро и золото забрали также ученики Октябрьской школы-интерната.
Ещё одно крупное спортивное достижение подопечных Сергея Владимировича - участие в Единых Играх Специальной Олимпиады России,
состоявшихся в г. Казань в январе 2023 года. От Кузбасса выступило 36 спортсменов, из них восемь из Октябрьской школы-интерната. Воспитанники школы показали себя на высшем уровне, вернувшись уже с титулами чемпионов и призёров России.
Семиклассница Маша Собакина поделилась своими впечатлениями от поездки в Казань: «Город очень красивый. Мы успели сходить на
пару экскурсий, погулять, посмотреть на Казанский Кремль. На самих соревнованиях было нелегко. Непривычная обстановка, сильная
физическая нагрузка, но мы всё преодолели во многом благодаря тренеру.
Кстати, сам Сергей Владимирович тоже бы не справился в одиночку. С тренировками по подготовке к играм и на самих играх ему помогал
отец - бывший физрук, а ныне - учитель труда. Именно отец, уступив своё место, подтолкнул Сергея стать учителем физкультуры.
Ещё одна гордость Сергея Владимировича - Саша Илларионов. Сейчас юноше 17 лет, и он чемпион области по кроссовому бегу и по лыжным гонкам.
- Чтобы чего-то добиться в спорте, следует тренироваться, слушать тренера и соблюдать дисциплину. После окончания школы я планирую поступать в Прокопьевский строительный техникум и продолжать заниматься спортом, - поделился планами на будущее Александр.
- Я часто встречаю своих бывших учеников и искренне радуюсь, что у большинства из них всё сложилось хорошо. У них есть семьи, стабильная
работа, и они достаточно социализированы. Гордость берёт, когда видишь, как дети достигают успеха не только в спорте, но и в жизни в целом. И я благодарен возможности быть причастным к этим успехам, - говорит наш
собеседник.
Сергей Владимирович считает, что прежде всего надо получать удовольствие от своей работы. Он не жалеет личного времени и специально пораньше приходит в школу, чтобы уже с утра начать тренировать юных спортсменов. Причём занимается вместе с ними,
показывая положительный пример. Он учит детей ставить перед собой цели, потому что человек должен знать, к чему стремиться. Кроме
того, никто не должен бояться совершать ошибки, падать, вставать, но при этом идти только вперёд.
Лира МУСТАФИНА.
Фото Ксении ОЧКИНОЙ.