Найти тему
Изян

Индуистский бог смерти Яма

Оглавление

Яма — индуистский бог смерти, царь предков и окончательный судья, определяющий судьбу душ. Он также известен как «Удерживающий», Претараджа или «Король призраков», Дхармараджа или «Король справедливости», а Дакшинасапати считается регентом Южного квартала. Яма также может называться просто «Смерть» — Антака, Кала или Мритью. Из-за своей ответственности за принятие правильных решений на основе записей о деяниях человека бог особенно связан с верховенством закона. Яма также присутствует в иранской мифологии, традиционной китайской и японской мифологии и элементах буддизма.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории



Семейные отношения Ямы


Яма — сын бога солнца Вивасвата (или Вишвавасу в других версиях), а его мать — Саранью-Самджна (Совесть). Он брат Ману или Вайвасваты, а также у него есть сестра-близнец Ями (или Ямуна). В некоторых мифах Яма и Ями - первые люди и создатели человеческого рода, но в других версиях Яма - первый человек, который умер и, следовательно, первым перешел в следующий мир. Яма считается отцом Юдхиштхиры, одного из пяти принцев Панду. Его жены — Хемамала, Виджая и Сусила.



Яма как судья душ


В отличие от бога мертвых или подземного мира в других культурах, Яма не всегда описывается как каратель нечестивых. Однако некоторые боятся бога, особенно из-за его двух огромных гончих. У этих грозных существ четыре глаза, и они охраняют путь, по которому мертвые должны пройти, чтобы добраться до Ямы. Собак иногда посылают в мир живых, чтобы манить души к Яме. В других версиях эту обязанность выполняет птица, призывающая умерших в город бога Ямапура, находящийся глубоко в мрачном подземном мире. В еще одной версии Агни (индуистский бог огня и сын Ямы и Ями) приводит мертвых к Яме.

Когда души прибывают во дворец Каличи Ямы, их сначала встречает привратник Ямы Вайдхьята, а затем двое слуг Калапуруса и Чанда (или Махачанда) проводят их на аудиенцию к великому богу. Во-первых, их мирские деяния зачитывает писец Ямы Читрагупта, который обращается к огромному реестру Аграсандхани. Основываясь на этом свидетельстве, Яма восседает на своем троне суда (викарабху) и рассматривает три варианта, которые есть в его распоряжении. Первый и лучший - получить бессмертие, выпив сому, и отправить жить вечно с мудрыми и святыми питрами или манами, для которых Яма является королем. Здесь добрые будут наслаждаться вечным счастьем и сиять, как звезды на небесном небе. Второй вариант — быть отправленным обратно в мир и переродиться, чтобы, так сказать, еще раз попытаться прожить хорошую жизнь, хотя и не обязательно как человека. Третий и наихудший вариант — быть отправленным на 21 уровень ада; чем ниже уровень, тем хуже наказание.



Проклятие Ямы


Яма появляется в нелестном эпизоде Пуран. Пытаясь ударить свою мать Самджну (или, по другой версии, Чайю, одну из служанок своего отца), Яме удалось только получить проклятие от своей потенциальной жертвы. Он был приговорен к тому, что у него была ужасно раненая нога, которая так и не зажила и кишела личинками. К счастью для Ямы, его отец дал ему петуха, который съел всех паразитов в его ноге, и в конце концов он выздоровел, даже если его навсегда поврежденная нога впоследствии дала ему имя Сирнапада или «сморщенная нога».

Яма в искусстве


В индуистском искусстве Яма часто изображается с зеленой или синей кожей и в красных одеждах. Его транспортное средство - буйвол (или слон), и он часто носит с собой булаву или жезл, сделанный из части солнца, и петлю, что символизирует его роль ловца душ. Действительно, его иногда называют Паси, «несущий петлю».

В Тибете, где Яма известен как Гсин-рдже, бога часто изображают с демоническим лицом и злобно топчущим кого-то. Яма появляется в похожей позе на рельефах в Ангкор-Ват, Камбоджа. Наконец, он является знакомой фигурой статуи во многих китайских храмах, где он известен как Йен-ло Ван.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории

Источник