Подвеска – это важный элемент, который отвечает за управляемость транспортным средством и за степень комфорта во время езды. За время своего существования она обросла большим количеством мифов среди мотоциклистов. Эта статья позволит выяснить, что является правдой, а что – вымыслом.
На самом деле в различных журналах, посвященных мототематике, и на форумах практически нет подробной информации о том, как правильно настраивать подвеску. Из-за этого если не все, то многие люди недооценивают ее значение в работе мотоцикла.
Некоторые мотоциклисты делят настройку подвески всего на две категории – жестче и мягче. Однако на деле все выглядит гораздо сложнее. Например, кривая подвеска может «сжирать» резину на 20% быстрее.
Мифы о подвеске
Миф 1
Все мотоциклы, вышедшие с завода, уже имеют правильную настройку подвески либо же производить ее нужно строго по мануалу, который идет в комплекте с транспортом.
На самом деле это не совсем так. Многие мотоциклы выходят в продажу уже с неправильной настройкой подвески. Почему так происходит?
Скорее всего, все дело кроется в логистике и деньгах. Многие производители стараются сэкономить, поэтому не выделяют дополнительные суммы на тесты подвески. Поэтому они даже не знают, что в ее положение нужно будет вносить корректировку. Из-за этого мотоциклисты после покупки транспорта и сталкиваются с неудобным управлением. Например, у Ducati пружины слабее, чем нужно, а у CBR650R оказался слишком слабый отбой. Yamaha Tracer 900 также не может похвастаться правильной настройкой подвески с завода.
Правильная работа подвески заключается в том, что сначала идет сжатие, отбой и остановка. И все это за один цикл. Некоторые мотоциклы в один только цикл не укладываются.
Конечно, настройкой подвески по мануалу заниматься можно и даже нужно, однако будьте готовы к тому, что в дальнейшем все равно придется что-то корректировать.
Если у подвески нет «крутилок», то ее регулировку можно провести либо с помощью замены масла и пружин, либо изменения геометрии.
Миф 2
Лучше всего спрашивать о настройках подвески у «знающих» людей.
Часто на форумах обладатели определенной модели мотоцикла спрашивают у других таких же обладателей, как им стоит правильно отрегулировать подвеску. И, конечно же, получают ответ на свой вопрос, после чего идут «колдовать» над транспортом. В итоге не получают никакого ощутимого результата. Почему?
Суть в том, что две одинаковые модели мотоцикла будут вести себя одинаково только в том случае, если в них залито свежее масло. В остальных случаях расхождения по-прежнему будут присутствовать.
Так происходит, потому что у масла, которое имеется в подвеске, есть такая вещь как деградация. Из-за нее с увеличением пробега вязкость масла падает. Вязкость же сильно влияет на демпфирующий элемент, который представляет собой не что иное как тормоз, вовремя останавливающий подвеску. Пузырьки, которые образуются в результате сжатия пружины, также будут влиять на состояние подвески. По этой причине мотоцикл может раскачиваться во время езды, немного подруливать на поворотах.
Именно из-за этого крайне важно периодически менять старое масло на новое.
Периодичность замены масла в вилке – 10000-20000 км (зависит от нагрузок). В задней подвеске – 25000-40000 км (зависит от типа амортизатора). Если амортизатор эмульсионный и не имеет резервуара, то, к сожалению, его нужно просто выбросить. На освободившееся место стоит поставить новый амортизатор, но уже с резервуаром.
Миф 3
Настраивать подвеску нужно «по ощущениям».
У мотоцикла есть такое понятие, как «правильно настроенная подвеска». Могут быть, конечно, какие-то определенные нюансы, связанные с моделью, однако базовые правила обязательно должны соблюдаться. «На глазок» отрегулировать подвеску не выйдет. Если произойдет какая-то экстренная ситуация, то подобная вольность может сыграть с мотоциклистом злую шутку.
Можно отметить три наиболее часто встречающиеся ошибки, которые происходят по причине неправильной регулировки подвески:
- Если сделать пружины слишком слабыми и в какой-то момент резко затормозить, то подвеска просто сломается.
- Если слишком туго затянуть отбой спереди, то при каждом ускорении транспорт начнет вилять, особенно если он достаточно мощный.
- Если слишком туго затянуть сжатие, то в момент экстренного торможения в вилке произойдет гидроудар. Она застопорится, а подвеска – повредится.
Поэтому не стоит ориентироваться только на свои ощущения. При таком подходе в дальнейшем может случиться много неприятных и даже опасных ситуаций.
Миф 4
Заливать в вилку нужно более вязкое масло.
Так делать не рекомендуется, поскольку последствия также могут быть опасными и непредсказуемыми.
Достаточно просто поменять старое масло на новое, чтобы подвеска вела себя хорошо. Более вязкое масло может вызвать проблемы со сжатием.
Заливать более вязкое масло можно только в том случае, если вы убедились, что новое масло со своими задачами не справляется.
Миф 5
Дорогая подвеска ничем не отличается от дешевой.
Дешевая подвеска не может быть и контролируемой, и комфортной одновременно. Да, мотоциклисты могут пытаться как-то это исправить, но достигается подобное только с помощью «костыльных» методов. Дорогая же подвеска сразу нацелена на контроль и комфорт вне зависимости от скорости хода.
Миф 6
Жестче – означает управляемый. А управляемый – лучше.
Некоторые думают, что если на треке подвеску мотоцикла настраивают жестче, значит, так нужно делать всегда. На самом деле это делают только по той причине, что подвеска имеет дело с гораздо большей энергией. Из-за этого она в момент самого сильного торможения чуть-чуть не доходит до конца, поэтому и не ломается.
В обычной поездке при такой настройке можно потерять контроль над транспортом.
Что в итоге?
Можно сказать, что настройка подвески действительно может вызывать сложности. Особенно у новичков. Однако сразу отчаиваться не стоит. Важно просто отнестись к ее корректировке ответственно и с учетом всех имеющихся правил. А еще не обращать внимание на многочисленные мифы и советы чересчур «знающих» людей.