Хоть современная война, с её технологичными методами разведки и мощью средств поражения, сильно раздвинула поле боя, жарче всего на переднем крае. Неважно, это затяжное позиционное сражение (или даже не сражение, а просто сидение годами напротив врага), либо это наступление, всё равно приходится окапываться, держать рубежи, стоять на позициях. Приведу ряд рекомендаций, как повысить выживаемость личную и подразделения в такой фазе боевых действий. Россия на такой исторической траектории, что очень многим может пригодиться.
Заход на позиции. Ротация
Всё начинается сначала. В нахождении на «передке» – с захода туда, на передние рубежи.
Вариантов два. Либо вы заходите на уже готовые позиции, сменяя своих предшественников, либо вас посылают фразой, вроде: «идите туда, там никого нет, окапывайтесь».
Во втором случае, естественно, нужно с особой тщательность проверять «насколько там никого нет». Потому что, как указывает опыт: примерно в 7-ми случаях из 10-ти, там очень даже есть…
Идти (ехать) на позиции нужно не «стадом», а растянувшись. Разбиться на группы, соблюдать дистанцию и между людьми (желательно не менее 25 метров) и между группами (несколько менее предела видимости, исходя из рельефа, местности). Ну и знаками регулировать движение. Где-то по сигналу остановиться, где-то подождать пока подтянется другая группа (например, на извилистых участках, поворотах вокруг населенного пункта, лесного массива). Пережидать паузу в движении под деревьями, навесами, прижимаясь к кустам, заборам. Не стоять толпой посреди дороги.
Крайне желательно наладить радиосвязь ещё до выхода. Но стараться использовать её по минимуму. Если и говорить, то не открытым текстом, а условиться о кодах: «дедушка в сторожке», «фазан в лукошке», «ничья в тайме» такое. С соответствующими расшифровками, которые заранее обусловлены. Вместе с действиями, которые предпринимают группы, в зависимости от сообщения.
С надёжной связью туго, а хоть какая-то нужна. Соответственно, вероятность, что противник будет вас слушать по вашим китайским рациям – велика. Нужно хотя бы вот так шифроваться. Регулярно менять обозначения.
В головном дозоре идут сапёры (либо максимально понимающие в инженерке люди), а также просто опытные бойцы. Их задача издали и по месту оценивать маршрут и позиции, чтобы не завести подразделение в засаду или на минное поле.
По пришествию на рубеж, либо на старые чьи-то покинутые позиции, нужно не ломиться, занимать наиболее «козырные» лисьи норы и блиндажи, а поступательно продвигаться, проверяя местность и окопы на предмет минирования.
* * *
Если заходите на ротацию, сменяете на позициях другое подразделение, то тоже надо заходить грамотно. Не вести пустые беседы с арьергардом, который должен сдать вам посты, а предметно выяснить у предшественников ряд моментов:
- активность противника;
- опасные направления;
- ситуацию с минированием, как по фронту, флангам, так и, возможно, в тылах;
- безопасные автомобильные дороги в округе;
- пути подвоза;
- источники воды;
- информацию о соседях справа/слева;
- информацию о ресурсах и настроениях местных в тыловых деревнях. Если предшественники сами что-то минировали – попросить карты минных полей.
В процессе освоения новых позиций нужно сразу чётко определить передний край, выяснить, как далеко может быть противник. Даже если перед вами существенная «серая зона», это не значит, что разведка противника уже не зашла и не сидит в лесопосадке прямо напротив вас. Поэтому очертив передний край, особо там не высовываться, «лицом не торговать», задумчиво вдаль не смотреть, в том числе ночью.
При ротации не нужно ходить по передку в полный рост, махая руками, указывая на разные точки. Координироваться с товарищами нужно присев, укрывшись за препятствиями. А иначе противник поймёт, что зашли новенькие, самое время обстрелять или совершить накат.
Выходить за передний край нужно с особой осторожностью, даже просто за брустверы передней линии, не говоря уж о куда-то дальше. Там предшественники могли всё заминировать, наставить растяжек или нажимных мин, и на радостях, что их отводят в тыл, забыть их снять или сообщить вам об этом… Явление не единичное. Поэтому тут особенно бдительными надо быть.
Неплохо разбираться в признаках минирования, таких, как упаковки от разных мин. Увидев соответственный мусор на позициях, можно понять, что инженерные мероприятия проводились, и насторожиться.
Оборудовать и обжить имеющиеся наблюдательные пункты, наладить посты и их смену. В идеале это должен делать командир. Но это может быть мобилизованный тормоз-пиджак с лейтенантскими погонами (не все пиджаки тормоза, но исходить нужно из этого, лишь по мере знакомства откатывать предвзятость). Поэтому, возможно, о дежурствах придётся договариваться между собой, налаживать дисциплину снизу. Это правильно. Иначе из-за разгильдяйства можно погибнуть…
Гостей можно ждать именно в момент ротации или вскоре после. Если противник заметил, что пришло новое подразделение, заявиться к ещё не освоившимся – милое дело. Так что включать бдительность нужно сразу.
Подготовка эвакуации раненых
Вопросы поставок боекомплекта, еды и воды будут решаться обязательно. Потому что без этого нельзя. Но есть и ещё один важнейший момент, о котором многие забывают, или сознательно саботируют, из глупости или суеверий. Нужно заранее решить, как эвакуировать раненых в тыл, в медроту или медучреждение, контролируемое своими. Пока раненых нет, на это многие нерадивые или неопытные медики и командиры забивают, а когда раненые появляются – уже нужно действовать, а ничего не предусмотрено…
Поэтому, если командир и медик «не чешутся», нужно самим проявлять инициативу, интересоваться: «а что если?». Если морозятся: «та забей», «не накаркай», то перед вами долбо#бы. Кройте их матом, живописуйте картины, что будет, если не подготовиться на такой случай, и двигайте тему. Если кто-то по своей лени и тупости решил вас угробить – это не повод тормозить. Напротив, нужно взбодрить ответственных лиц. Если что самим включаться в планирование и организацию, помогать, подтягивать адекватных товарищей. Тут коллективное выживание. Все пагубные просчёты нужно пресекать в зародыше, несмотря на звания и регалии. Вы все в одном окопе. Это не детский садик, где всё должны сделать за вас и слюнявчик поменять…
Прорабатывать схему эвакуации с любой части позиций, занимаемых подразделением. Решать вопрос с транспортом, связью с группой эвакуации, с точкой подъезда, её маскировкой, безопасной дорогой, местом сдачи раненых в тылу.
Защита от обстрелов
Если окопов вообще нет, чистое поле, лес, лесопосадка, то нужно окапываться с нуля. Если это уже оборудование позиции, нужно оценить качество фортификаций. Возможно, что-то углубить, расширить, улучшить, нарыть новые ответвления траншей, организовать новые НП, улучшить маскировку.
Носить СИБЗ, бронежилет, каску. Передовые позиции – место, где важна максимальная противоосколочная защита, много кевлара, максимальная площадь жилета, дополнительные модули: напашник, пятиточечник, шейный модуль (плечи на усмотрение). Но и противопульная плита 5-6 класса приветствуется, поскольку здесь встреча с ДРГ или штурмовиками противника весьма вероятна. Как минимум СВМПЭ если тяжёлые плиты носить здоровье уже не позволяет.
Рассредоточиться по окопам. Распределиться между блиндажами. Организовать «лисьи норы», чтобы прятаться там при интенсивных артобстрелах. С сегодняшним уровнем разведки с беспилотников скрыть позиции почти невозможно. Поэтому нужно делать максимум укрытий сверху: настилы из веток, брёвнышек, досок, масксетей, тентов. При таком подходе противнику будет трудно понять, заняты ли позиции, или это покинутый участок. Невозможно понять, сколько именно обороняющихся. Всё это осложняет решение и об обстреле, и о штурме, и просто о прощупывании разведкой (вражескими диверсионно-разведывательными группами, ДРГ).
По мере обживания на позициях постепенно углублять окопы, усиливать накаты блиндажей. Также улучшать маскировку. Если есть свой квадрокоптер – осматривать свои же позиции с него, чтобы оценить качество мероприятий по сокрытию присутствия, ключевых НП, блиндажей, техники, коллективного вооружения.
Большие костры не жечь. Мелкие, подземные, по типу Дакотского очага – по обстоятельствам. Когда «серая зона» на много километров, при благоприятном ветре (в тыл), давлении, прижимающем дым к земле, или в туманные периоды, с оглядкой – можно.
Слушать не только звуки с подходов, но и воздух. Дроны противника могут просто летать разведывать, а могут и сбрасывать боеприпасы. Передок в этом плане самый экстремальный рубеж. Пока не ясны намерения, на звук винтов квадрокоптеров лучше никак не реагировать, затаиться. Но если нагло снижается, что-то начал сбрасывать, тогда расчехляют, минимум стрелковое оружие, чтобы сбить БПЛА, максимум, противодронные ружья.
Курение несёт сразу три демаскирующих риска: горящая точка, хорошо заметная в тепловизор да и визуально в темноте, дым, запах. С курением проще сказать: «не курить», чем сделать. Поэтому не высовываются над бруствером с сигаретой. Используют специальные «курительные трубки» для рассеивания дыма и тепла уложенной туда сигареты.
Борются и с другими запахами. Отходы закапывают. Туалет организуют в тыловом направлении. Стараются по возможности следить за личной гигиеной. Подмывка, протирка, влажными салфетками, влажной тряпкой. Некоторые используют антисептики-аэрозоли без запаха. Прыская на шею, подмышки, в промежность, обувь. Это и для здоровья важно, и не позволит вони, как от бомжа, выдать позиции врагу… Это касается и других резких неестественных запахов. Следить за этим.
Также соблюдать максимальную тишину. Стараться общаться жестами, шёпотом. Понапрасну не болтать. Разведка противника может подкрасться и слушать. Также существуют беспилотники с чувствительными микрофонами.
Противодействие ДРГ
Главный закон стояния на передней линии: если не «кошмаришь» ты – то «кошмарят» тебя.
Поэтому очень хорошо, если в подразделении имеется хотя бы небольшая группа «отморозков» в хорошем смысле, заряженных на войну ребят, мужиков, которые будут организовывать «ветер» на рубежах стоящего напротив противника. Естественно быть в числе таких – правильно.
Сидеть сиднем, надеяться, что если мы не стреляем, не прощупываем врага, то и он не будет активничать – наивность, за которую немало солдат заплатили жизнью за годы «минского безвременья» с 2014 по 2022 годы. Кто-то поимел проблемы от такой пассивной тактики уже в новой фазе конфликта.
«Зубастых», опасных типов, которые сами доставляют кучу проблем и потерь, стараются не трогать, не борзеют в их сторону. Да, обстреливают. Может даже чуть интенсивнее, чем других. Но на это и полнопрофильные окопы (при обстреле надо падать навзничь на их дно).
Зато на порядки меньше лазают ДРГ, не пытаются захватывать в плен, минировать дороги в их тылу, боятся вообще подходить. С подразделениями, ведущими себя пассивно – строго наоборот.
Для эффективной встречи «гостей» нужно организовать наблюдательные пункты по всему периметру позиций (включая тыл).
Постоянно менять пароли! До 3-4 раз за ночь обязательно. Днём тоже, но можно реже, 2-3 раза. Это нужно, на случай, если ДРГ подберётся близко и подслушает, либо захватит «языка» из ваших, и попробует за счёт выведанных паролей, на эффекте неожиданности зайти к вам в окопы.
Пароли могут быть разные. Просто пара: слово – отзыв (цвет плюс цифра, просто два слова без явной ассоциативной привязки).
Или, например, математические. Действие сложение (по договорённости может быть вычитание, но без делений, умножений или корней… а то были «умники»).
Допустим, пароль 5. Один говорит: 2. Отзыв: 3. В сумме 5, значит верно.
Посты проверять. Самому на посту не спать. Иначе заработаете от товарищей или командира, минимум, выговор с занесением в грудную клетку…
Помимо маскировки – не мусорить. По кучам отходов, коробок, пакетов от БК, сухпайков, противник может определить численность и места размещения личного состава. Всё собираем, закапываем.
Очень важно хорошо перезнакомиться внутри подразделения. Чтобы определять своих по силуэтам, походке, голосу. Естественно знать позывные и реальные имена. Это пригодится и для окрика в экстренных ситуациях, и для распознания свой-чужой, и при помощи раненым.
Также следует наладить связи с соседями справа и слева. Это поможет лучше держать стык, куда чаще и идёт атака противника, а также способствует недопущению дружественного огня.
По позициям впустую не шляться. Если не несёшь вахту на НП – лежать в лисьей норе, под навесом, отдыхать. Чтобы потом отстоять свою смену, и не спать на посту. Заодно не демаскировать позиции праздным хождением.
Желательно иметь приборы ночного виденья и/или тепловизионные прицелы, «гляделки». И не просто иметь на полке в блиндаже, а использовать на НП!
Наладить связь. Провести консультации с более продвинутыми коллегами из других подразделений. Поняв, насколько надёжна ваша связь, пользоваться сообразно: регулярно менять ключи шифрования. Если нет, смотри выше, использовать свои коды, понимая, что вас по любому слушают.
Если есть парни с головой, шарящие в современной электронике, можно скинуться, купить несколько недорогих смартфонов, и построить на их основе сеть примитивного видеонаблюдения на базе «вайфай» сети (естественно, автономной, без выхода в интернет).
Некоторые, в меру возможностей разворачивают на своих позициях (вокруг них), ещё более серьёзные сети видеонаблюдения, с более продвинутым оборудованием.
Работают и примитивные системы сигнализации. Растяжки с гремящими консервными банками, рыболовными колокольчиками, дымовыми гранатами, сигналками.
Некоторые умельцы и энтузиасты, знаю, делают самодельные сигналки на базе крупных петард и хлопушек. Если, например, не хотят рисковать устанавливать боевые гранаты, чтобы свои же не подорвались. Но в дождливую погоду, в низинах, где туманы, с петардами – это плохое решение, поскольку отсыревают и не срабатывают. А в сухих местах, с продуманной защитой от влаги, при регулярной смене – вариант.
Хоть какая-то польза от занятий страйкболом… Там подобные игрушки в ходу.
Если есть хороший сапёр – минировать передний край и подходы, обязательно делая карты минных полей. Доводить эту информацию и до всех в подразделении, и до соседей. Собственный тыл минировать с особой осторожностью. Вы-то знаете, а кто-то к вам приедет и подорвётся. Так что тут с головой нужно действовать, как и везде, во всём. Думать на 2-3 шага вперёд, минимум. «Одноходовые» долго не живут, или встревают по глупости.
Особое внимание нужно уделять походам по нужде. Никогда не ходить по одному. Прикрывающий обязательно должен быть. Это момент, на котором ДРГ чаще всего пытается взять «языка».
Вопрос собаки на позициях остаётся дискуссионным. Если это где-то в полях, вдали от населённого пункта, и удалось приручить одну небольшую дворняжку – это нормально. И не объест, и быстро освоится, будет облаивать всех чужих. Но и позиции своим лаем выдаст… Особенно в лесу это проявляется, где акустика лучше. Если же дело в населённом пункте, у самой околицы, то за одной собачкой у вас там может нарисоваться целая стая, которая будет мешать, демаскировать, объедать личный состав, срывать ваши растяжки, путать наблюдателя с тепловизором по ночам. В общем, по ситуации.
С местными жителями тоже держать ухо востро. Лояльного от затаённого врага отличить внешне, по поведению и говору невозможно. Поэтому некий информационный барьер должен быть. Информацию о численности, дислокации, целях, держим при себе. На неловкие вопросы отшучиваемся в стиле: «насРать», «по грибы приехали» и всё такое.
Ну и не употреблять алкоголь и прочие вещества в принципе, а с посторонними и подавно. Да и еду, напитки, средства личной гигиены от чужих не принимать, либо использовать только после проверки.
Своим опытом, рекомендациями, не вошедшими в материал, делитесь в комментариях.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Публикации близкой тематики: