Найти в Дзене
Александр Платов

В чем была уникальность советской системы образования и за что ее критиковали

Главным достижением и неоспоримым плюсом советской системы образования была его широкая доступность. Школьные программы включали в себя мощный ряд предметов, дающих системное представление о мире. Ученики получали энциклопедические знания, которые позволяли на их фундаменте готовить специалистов любого профиля. Получаемые учениками в школах знания по различным предметам были синхронизированы. Темы, изучаемые ими по физике, перекликались с химией и математикой. Это позволяло более глубоко и всесторонне изучать ученикам любой материал и формировать у школьников целостную картину мира и происходящих процессов. Учителя в советских школах не боялись ставить ученикам отрицательные оценки и оставить их на второй год. Отличники брали шефство над отстающими. Школьники стремились продолжить своё образование в высших и средне-специальных заведениях. После их окончания они получали статус молодых специалистов, гарантированное рабочее место и возможность на льготных условиях получить бесплатно от г

Главным достижением и неоспоримым плюсом советской системы образования была его широкая доступность. Школьные программы включали в себя мощный ряд предметов, дающих системное представление о мире. Ученики получали энциклопедические знания, которые позволяли на их фундаменте готовить специалистов любого профиля.

Получаемые учениками в школах знания по различным предметам были синхронизированы. Темы, изучаемые ими по физике, перекликались с химией и математикой. Это позволяло более глубоко и всесторонне изучать ученикам любой материал и формировать у школьников целостную картину мира и происходящих процессов. Учителя в советских школах не боялись ставить ученикам отрицательные оценки и оставить их на второй год. Отличники брали шефство над отстающими.

Школьники стремились продолжить своё образование в высших и средне-специальных заведениях. После их окончания они получали статус молодых специалистов, гарантированное рабочее место и возможность на льготных условиях получить бесплатно от государства квартиру. Профессия учителя в СССР входило в число самых уважаемых. Мотивировалась хорошая учёба студентов и повышенными стипендиями. Минимальный размер стипендии студентов ВУЗов составлял примерно треть зарплаты инженера.

Поступающие в высшие и средне-специальные заведения школьники имели высокий уровень начальной подготовки. Конкурс в эти образовательные учреждения был в 2 раза выше, чем в современной России. Советское высшее техническое образование считалось одним из самых сильных в мире. СССР имел большое количество всемирно известных советских учёных и изобретателей.

Широко развиты были в Советском Союзе система бесплатного внешкольного и спортивного образования. Государство ставило перед собой цель воспитания гармоничного развития человека и ему удавалось этого достигать.

За что критиковали

Критики созданной в СССР системы образования вменяли ей в вину перегруженность гуманитарных дисциплин догмами марксизма-ленинизма. Во всех ВУЗах обязательным для изучения был курс марксистской политэкономии и истории коммунистической партии.

Негативное влияние оказывала идеология на отдельные дисциплины и академические кадры. В начале XX века Россия была мировым лидером в биологической науке, но из-за идеологических соображений было на долгие годы приостановлено развитие в СССР генетики. Лженаукой признавалась кибернетика. В экономике отрицались все теории, кроме марксисткой. Студенты высших учебных заведений имели ограниченный доступ к иностранной научной литературе.

На крайне низком уровне в СССР находилось преподавание иностранных языков в школах. Жёсткая идеологическая цензура ограничивала возможности изучения школьниками и студентами произведений мировых классиков. Включаемые в программу обучения произведения тщательно отбирались. Не допускалось никакого инакомыслия. Из предметов, изучаемых ранее в царской России, в СССР была исключена «Логика».

Система советского образования полностью исключала возможность домашнего обучения детей. На поздних стадиях развития СССР произошло обесценивание высшего образования с точки зрения личных доходов. Неквалифицированные рабочие стали получать зарплату значительно выше, чем учителя, врачи и инженеры.