20 января 1993 года ушла из жизни Одри Хепберн. В 63 года сгорела за три месяца от рака. Она оставила на планете Земля двух сыновей, 26 фильмов, разбитые сердца любивших ее мужчин, светлую память о себе и любовь зрителей.
На похоронах Элизабет Тейлор произнесла: «У Бога теперь появился новый и самый прекрасный ангел, который знает, что нужно делать в раю».
В своем последнем фильме Стивена Спилберга «Всегда» (1989 год) шестидесятилетней Одри Хепберн досталась маленькая роль Ангела, спасшего ребенка. К этому времени она уже более десяти лет не снималась в кино. Основным занятием актрисы стала работа во Всемирной организации помощи детям. Хепберн оказывалась от всех предложений режиссёров, и не только потому, что постарела, волшебный мир кино она предпочла сменить на жестокую и несправедливую реальность, совсем не похожую на Голливудскую сказку.
Актриса объехала 124 страны с гуманитарной помощью. Сопровождала грузы с лекарствами, продуктами, стройматериалами для строительства домов для бездомных и приютов для сирот.
Полное имя – Эдда Кэтлин ван Хеестра Хепберн-Рестон. Девочка с таким длинным именем родилась в Брюсселе 4 мая 1929 года. У ее матери, баронессы из аристократического голландского рода это был второй брак. В первом родилось двое сыновей.
Вторым мужем стал Джозеф Виктор Энтони Хемберн-Рестон, англичанин и банковский служащий. Биографы Одри Хепберн долго искали банк где служил ее отец, но так и не обнаружили, скорее всего он был типичным прожигателем жизни.
Одри отца обожала, он называл ее принцессой, учил танцевать, рассказывал веселые истории и постоянно напоминал, что настоящая принцесса должна быть гибкой и весить на белее 46 килограмм. Это Одри запомнит на всю жизнь и не превысит установленного отцом веса. Маленькая девочка любила танцевать и училась в балетной школе.
Элегантный и красивый отец оказался всего лишь авантюристом, который женился на ее матери, чтобы ничего не делать, а просто жить, пользуясь положением аристократической семьи. Родители часто ссорились, а затем развелись. Одри потеряла любимого отца в шесть лет.
Следующим ударом судьбы стала война. Голландия была оккупирована фашистами.
«Я видела, как ехали германские грузовики, и через пять дней Голландия пала, - вспоминала Одри. – Оккупация – очень короткое слово, но оно вместило в себя каждый мучительный день после того, как немцы вошли в нашу страну, разграбили ее и воцарились кругом, чтобы превратить нас в рабов».
Счета семьи были арестованы, имущество и драгоценности конфискованы.
«Не следует приуменьшать все то, что вы слышите или читаете о нацистах. Все было гораздо хуже, чем вы можете себе представить.» - вспоминала Одри.
Страх и голод стали ее постоянными спутниками во время немецкой оккупации.
«…. Ноги у меня отекали, я постоянно недоедала и стала совсем желтой – мама боялась, что я умру от гепатита.»
Когда закончилась война Одри продолжила заниматься балетом. А ее мать, обедневшая баронесса, нашла работу консьержки и уборщицы. Так и жили вдвоем. Одри подрабатывала, выполняла обязанности секретаря и позировала фотографам. Днем балет, вечером работа.
Но, стать второй Анной Павловой девушке было не суждено, она была слишком высокой для балерины, (рост Одри Хепберн – 170 см., при весе 50 кг). Мода на высоких балерин еще не наступила. Да, и заниматься стала слишком поздно. Единственной перспективой стал кордебалет.
Ее заметили даже в кордебалете, настолько хрупка и изящна была юная балерина. В 19 лет первая маленькая роль в кино. Девушка выделялась на экране, ее невозможно было не заметить.
Критики напишут о начинающей актрисе: «Она свежа и резва, как щенок из корзины. Она похожа на ребенка, которому никогда не позволяли одному переходить улицу». «Успех и обаяние Одри Хепберн никак не связаны с эротикой. Людей привлекал ее взгляд-настороженный, ищущей любви маленькой девочки».
Одри и сама не ожидала, что станет такой популярной, в маленьких ролях она снималась ради заработка, а тут: «Моя карьера до сих пор остается для меня загадкой. Я не перестаю удивляться с самого первого дня. Я никогда не собиралась быть актрисой, никогда не думала, что буду сниматься в кино. Я даже не предполагала, что все может сложиться так, как сложилось».
Казалась, что все вокруг попадало под ее обаяние. В 1951 году на светской вечеринке Одри знакомится с Джеймсом Хэнсоном, красивым аристократом, обладателем огромного семейного состояния. Он был старше на семь лет. Личного отношения к кино не имел, но в этом мире его прекрасно знали. Хэнсон часто волочился за красивыми актрисами, был щедрым спонсором и дорогим гостем на всех светских мероприятиях устраиваемых киношниками.
Очень скоро между ними возник настоящий роман. Помолвка 30-ти летнего бизнесмена Джеймса Хенсона и начинающей актрисы стала сенсацией. Назначена дата венчания, приглашены гости, но свадьбы не состоялось, ее отменили. Причина довольно странная: невесте некогда. Одри получила приглашение на главную роль в фильме «Римские каникулы», одновременно была занята в мюзикле. И никаких других объяснений не последовало, только объявление о расторжении помолвки.
Со дня выхода фильма «Римские каникулы» прошло семьдесят лет, но фильм не утратил своего обаяния. Благодаря Одри, сказка о том, что богатые и знатные не всегда счастливы и не всегда вольны делать то, что им хочется, выглядела очень милой. Она не играла, она была собой, маленькой дочерью баронессы.
Молодая, красивая и уже известная актриса не могла долго оставаться одна. Новой любовью Одри стал Мелчор Гастон Феррер . Родился в богатой семье, к моменту знакомства с Одри был трижды женат, имел четверых детей и был на двадцать лет старше. Красивый актер, наполовину кубинец, импульсивный и активный, занимался всем понемногу - актер, танцор, каскадер, писатель и режиссёр. Одри Хепберн вышла замуж в 26 лет за Мела Феррер. Вместе снимались в американской версии романа «Война и мир», где Одри была Наташей Ростовой, а ее супруг князем Андреем Болконским.
Когда съемки закончились и началась семейная жизнь, двум актёрам в одной семье стало непросто. Мел ревновал Одри к успеху. В их актерском дуэте была всего одна звезда.
Одри Хепберн семь раз появилась на обложке самого популярного журнала, стала музой знаменитого модельера Юбера де Живанши, обрела в его лице верного и преданного друга, который на протяжении сорока лет создавал специально для нее модели одежды и ароматы. Мел Феррер тяготился положением мужа при знаменитой жене.
Очень скоро брак двух актёров превратился в профессиональное сотрудничество. Одри хотела родить ребенка, ей исполнилось 29 и один выкидыш она уже пережила. А в 1959 году случилась трагедия, Одри родила мертвого ребенка . Переживала очень тяжело, почти ничего не ела, ослабела настолько, что не могла встать с постели.
Сына Шона, (имя означает – Дар Бога), Одри родила в 1960 году, но спасти трещавший по швам брак не смог даже долгожданный сын.
«Конечно, когда жена превосходит мужа, как Одри, это всегда проблема – признавался Мел –Когда продюсеры звонили мне, чтобы обсудить картину, я всегда чувствовал, что на самом деле они хотели заполучить Одри, а меня использовали для отвода глаз».
Мел и Одри развелись официально и окончательно в 1968 году.
Вторым мужем Одри Хепберн стал известный психиатр Андеа Дотти. Граф родом из Неаполя и на десять лет моложе актрисы. Он сумел вывести Одри из депрессии и был влюблен в актрису с четырнадцати лет. События развивались стремительно. Поженились через два месяца после официального развода Одри.
Дотти желал, чтобы его жена продолжала карьеру, а Одри хотела родить ребенка и стать просто матерью и заботливой женой.
«Я постоянно работала с двенадцати до тридцати восьми лет. Теперь же я хочу расслабиться, спать вволю по утрам, заботиться о своем ребенке. Почему я должна возвращаться к работе и к жизни, которую отвергла?»
И в 1970 году на свет появился сын Лука. Для того чтобы его выносить Одри провела три месяца в постели. Она хотела еще иметь детей, но врачи запретили. Возраст, состояние здоровья, хрупкое телосложение не давало возможности для следующей беременности.
Одри перестала сниматься, она занималась детьми, готовила, дружила с матерью мужа, которая была ее старше всего на четырнадцать лет, ходила в церковь. А молодого мужа все чаще и чаще стали замечать в обществе красивых женщин.
Вскоре Одри рассталась с мужем и уехала с детьми в Швейцарию. Она была обеспеченной женщиной, графиней, знаменитой актрисой и вполне могла позволить себе жить в свое удовольствие. Сыновья были с ней, а остальное для нее было неважно. Ей постоянно присылали сценарии, а она отправляла их назад не читая.
«Люди часто спрашивают меня, не скучно ли мне быть обычной женой и матерью. Совершенно не скучно… Я думаю, что человеку нужно время для жизни, для того, что мы ценим больше всего».
Андре тем временем «лечил от неврозов» самых красивых женщин Италии и все чаще и чаще его фотографии в окружении красавиц украшали страницы журналов.
«Я из всех сил старалась сохранить оба брака как можно дольше ради блага детей. Всегда надеешься, что, если будешь любить человека, то все будет хорошо. К сожалению, та к получается не всегда». – признавалась Одри.
Брак с Андре Дотти не стал счастливым для актрисы, а развод в 1981 году, стал для нее настоящей катастрофой.
1 марта 1988 года Одри Хепберн получила удостоверение посла доброй воли ЮНИСЕФ. За эту работу она должна была получать 1 доллар в год. Она работала совсем не так как остальные, никаких пафосных речей, к каждой поездке готовилась тщательно, задавала массу вопросов, а когда ей пытались объяснить, что в мире всегда будут страдать дети, так как мир не совершенен, Одри отвечала: «Тогда давайте начнем с ваших внуков. Когда они заболеют пневмонией, не покупайте им антибиотики. Не отвозите их в больницу со сломанными руками или ногами. Думать так- бесчеловечно!» Пять лет без устали она добровольно и бескорыстно работала, забыв о себе и заботясь о других.
В это время в ее жизни появился Роберт Уолдерсон, интересный человек, вдовец, родом из Голландии. Это были отношения уже зрелых людей, относящихся друг к другу бережно, Роберт с пониманием относился к деятельности Одри.
В 1992 году во время посещения Сомали у Одри начались сильные боли. Она решила, что подхватила инфекцию, пила антибиотики, но боли только усиливались. Когда прошла обследование, то оказалось, что это раковая опухоль, которая распространялась так стремительно, что врачи были бессильны.
Так ушла из жизни самая знаменитая Принцесса Голливуда, сумевшая стать настоящей Королевой. А вот, что Королева говорила о женской красоте: «Красота женщины не в одежде, фигуре или прическе. Она-в блеске глаз. Ведь глаза-это ворота в сердце, где живет любовь».