«Люблю Отчизну я, но странною любовью»
(с) М.Ю. Лермонтов
Продолжу в этой статье размышления об эмитентах, которые не очень радуют инвесторов. Но если в прошлой статье мы коснулись тех их них, кто «не радует» сейчас, то сегодня речь пойдет об очень странном явлении – об эмитентах, которые не радуют инвесторов долгими годами, но, несмотря на такие свои показатели, пользуются у инвесторов устойчивым спросом и популярностью.
Причем речь мы поведем не о понятных явлениях, вроде ИнтерРАО, где люди смотрят на огромную накопленную кубышку и готовы годами терпеть скромные дивиденды в надежде – вот-вот эта кубышка будет освоена. Такая мотивация по крайней мере понятна.
Речь пойдет и не о РУСАЛе, где инвесторы давно сидят без дивидендов, но рассчитывают рано или поздно на раскрытие стоимостной истории мирового лидера алюминиевой промышленности.
Нет, речь пойдет о тех давних и бородатых историях, где логика инвесторов другая. А какая «другая» - увидим в ходе рассмотрения кейсов.
Первый наш пример такой странной любви инвесторов к эмитенту, который давно и безнадежно испортил всякую репутацию – ВТБ.
Еще со времен «народного айпио» акции второго в стране банка катятся исключительно под гору. Народное айпио состоялось по цене 13,6 копеек за акцию. В максимуме – в первый день торгов – акции достигали 17,5 копеек. С того дня они больше не могли повторить своего рекорда цены.
Более того – даже и на уровень цены «народного айпио» цены больше никогда не вышли.
Через 22 месяца после айпио цена на акции достигла 1,9 копеек (шел кризис 2008 года). В январе 2011 года, отыграв часть падения, акции достигли нового максимума – 11,1 копейка.
С той поры продолжается история «крутого пике» этого бройлера 777. На настоящий момент акции торгуются снова по цене близкой к историческому минимуму – 2,2 копейки. (Исторический минимум был 1,4 копейки).
Дивиденды начали выплачиваться только через 10 лет после айпио и всегда составляли весьма незначительные суммы.
Но не надо думать, что на эти акции нет спроса.
Напротив, под брендом «акции второго банка в стране», эти ценные бумаги пользуются очень серьезной популярностью у инвесторов. Всегда, когда бы вы не почитали аналитику, вы найдете там вдумчивые рассуждения о том, что вот теперь-то точно настало время покупать ВТБ, потому что цена исключительно привлекательная, а купить по такой цене «второй банк в стране» - это настоящая находка.
Вот, собственно, и объяснение феномену «странной любви» инвесторов к этому эмитенту и к остальным эмитентам, разбираемым в сегодняшней статье – дешевизна.
Именно привлекательный ценник заставляет закрыть глаза на все:
– на историю падения бумаги с самого айпио (а ведь у этого падения были причины – бесконечные допэмиссии, выкупаемые государством)
- на печальную дивидендную историю (где было много данных и нарушенных обещаний)
- на нестабильную прибыль банка
Все готовы простить инвесторы, лишь бы отдали им акций подешевле. А ведь еще наш классик сказал «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Или, если Пушкин не авторитет в области инвестирования, приведем Баффета «не стоит покупать компанию только потому, что она сегодня стоит дешево – завтра она может стоить еще дешевле»
Что нам и подтверждает пример ВТБ, который, стартовав с 13,6 копеек, уже дошел до диапазона цен в 10 раз ниже.
Следующий пример любимой инвесторами не по заслугам компании – Аэрофлот.
Логика у инвесторов поразительным образом похожа на логику вложений в ВТБ. Аэрофлот – это национальный воздушный перевозчик, лидер на рынке, крупнейшая авиакомпания в стране.
И вот такая крупнейшая авиакомпания сейчас продается со скидками – надо брать ))
Только вот должен был наш человек научиться понимать, что скидки – они не всегда настоящие. Иногда берешь вещь «со скидкой», а получается в итоге – дороже, чем без скидки. Вот такая история и с Аэрофлотом.
До всех скидок – в приснопамятный 2017 год акция Аэрофлота стоила 200 рублей. А сейчас в итоге всех скидок – торгуется по 43 рубля. Выгода налицо? Или нет?
Давайте посмотрим.
Во-первых, на фоне печальных финансовых показателей от своих максимальных значений в 200 рублей Аэрофлот упал до 100 рублей за акцию и без всякого кризиса, пандемии и СВО. Так что точкой отсчета для «скидки» все же правильнее брать цену в 2019, а не в 2017 году.
Во-вторых, с момента, когда акции стоили даже в 2019 году 100 рублей за штуку, до момента, когда они стали стоить сегодня 43 рубля за штуку, этих самых «штук» акций стало в 3 с лишним раза больше, поскольку Аэрофлот в 2020 году провел гигантскую допэмиссию, чтобы как-то справиться со своими финансовыми проблемами в пандемию и выпустил к в дополнение к ранее существовавшим 1,1 миллиарду акций еще 1,3 миллиарда. А затем в 2022 году провел еще одну допэмиссию и выпустил еще 1,5 миллиарда акций.
Причем повторю - значительная часть этих финансовых проблем компании возникла до пандемии и СВО.
И что же мы видим про «дешевизну» Аэрофлота? Мы видим, что с учетом возросшего в три раза количества акций компания сейчас стоит БОЛЬШЕ, чем до пандемии и СВО. Это означает, что в случае с Аэрофлотом любовь инвесторов воистину необъяснима – они покупают компанию с огромными проблемами по цене, выше докризисной.
А ведь у компании просто череда проблем: мало было пандемии, так еще и после начала СВО и введения санкций надо полностью менять авиапарк, который иначе негде обслуживать. А это сумасшедшие КАПЕКСы. Что думают инвесторы, когда оценивают эту компанию сейчас выше, чем до кризиса? Ничем, кроме того, что «любовь зла» я это объяснить не могу.
Не менее удивительна любовь инвесторов к такой компании как Мечел.
Компания с точки зрения производственных показателей загнивает, причем достаточно давно. Достаточно сказать, что Мечел сейчас за год добывает меньше, чем добывал всего за квартал в 2012 году.
С точки зрения финансовых показателей – девальвация рубля, продажа активов и хорошая конъюнктура рынка удержала компанию на краю пропасти. Ну как «удержала» - с учетом гуманизма кредиторов. Банки-кредиторы много лет не хотят выходить в банкротство и показывать убытки у себя на балансах, для этого они продлевают агонию этого фантома.
Логика банков мне понятна. Им не хочется вешать убытки на баланс. Логика Зюзина мне понятна – он не хочет терять свой актив и изо всех сил сопротивляется банкротству, балансируя на краю финансовой пропасти. А вот в чем логика тех инвесторов, кто покупает акции этой компании?
Причем так азартно покупают, что, например, префы Мечела показывают лучшую динамику на рынке в металлургическом секторе с осени прошлого года. Откуда у инвесторов вера в этот живой труп?
Есть же неоспоримые факты:
- компания не публикует отчетность;
- у компании все еще огромный долг (какой точно сейчас невозможно сказать);
- компания уже по факту нарушила устав и не дала дивиденды за прошлый год
Так почему инвесторы Мечела с такой любовью скупают его акции?
Снова причина в цене – есть надежда, что компания решит когда-нибудь свои долговые проблемы и тогда нынешняя цена покупки акций будет казаться очень привлекательной.
Однако напомню, что история с долгами Мечела длится уже 15 лет. За эти 15 лет объемы добычи у компании упали уже в семь раз от максимума, но не упал интерес инвесторов к ней.
При этом я понимаю спекулянтов, которым лишь бы было движение в бумаге, а так – все едино какой бумагой торговать, но неизменно вижу по Мечелу, как и по двум другим эмитентам из статьи, рассуждения об их фундаментальной инвестиционной привлекательности – вот этого я понять не могу.
Думаю, выбирая акции для инвестирования, обращать внимание на цену, безусловно, стоит. Но главное – фундаментальная привлекательность компании, ее устойчивый и растущий бизнес, ее стабильные дивиденды. А в отношении цены закончу цитатой Баффета – «лучше купить хорошую компанию за разумную цену, чем плохую компанию за бесценок». Верю ,что так больше шансов стать настоящим миллионером ))