События последних дней, закрутившиеся вокруг «Троицы»-великомученицы, наглядно продемонстрировали: бескультурье Православной церкви, некомпетентность Министерства культуры (МК) и беспомощность сотрудников Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), которые боятся устроить громкий скандал. Попавшая в этот «Бермудский треугольник», картина Андрея Рублева оказалась в западне.
В публичное пространство проблема картины Андрея Рублева «Троица» вышла 15 мая 2023 г. В этот день произошли два важных события: с во-первых, на официальном сайте московского патриархата (см. тут) от имени пресс-службы патриарха Московского и всея Руси под провокационным заголовком «Образ “Троица” преподобного Андрея Рублева возвращен Церкви» появилось следующее сообщение:
«В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы “Троица”, написанной преподобным Андреем Рублевым. По благословению Святейшего Патриарха <…> образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры».
Правда, «Троица» Рублева – не икона, не моленный образ, а картина начала XV века, причем чудотворной она никогда не считалась. Главное – никаких официальных подтверждений решения президента РФ ни до, ни после не появилось – в виде указа, распоряжения или поручения правительству.
Вторым событием 15 мая 2023 г. стало заседание расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи, непосредственной причиной которого стал запрос Министерства культуры РФ от 5 мая 2023 г. № 2409-05-7 о возможности выдачи «Троицы» за пределы ГТГ (в Храм Христа Спасителя, ХХС) на праздник Троицы 4 июня 2023 г. В запросе МК не говорилось ни про годичные гастроли картины в ХХС, ни тем более о передаче ее навечно в Троице-Сергиеву лавру. Протокол заседания № 87 от 15.05.2023 был опубликован 22 мая 2023 г. на сайте журнала «Город 812» в качестве приложения 1 к статье «Страсти по Рублеву» (см. тут).
Второй документ, который мы также опубликовали в приложении 2, - это подготовленное в Третьяковской галерее описание сохранности «Троицы» (с фотофиксацией всех проблемных участков картины).
В результате решение расширенного реставрационного совета однозначно запретило выдачу «Троицы» «за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений».
У иконы два главных врага – это:
а) перемещение в другие климатические условия (должны соблюдаться 19 плюс-минус один градус, 50 – 55 % влажности), поскольку объект реагирует на их малейшие изменения,
б) механические вибрации при перемещении, что с учетом отставания левкаса (грунта) и красочного слоя, его шелушения, а также состояния доски, ухудшает состояние древнего объекта, которому, напомню, 600 лет, из которых под охраной реставраторов он находится менее 100 лет.
Далее события развивались следующим образом. 26 мая 2023 г. со ссылкой на пресс-службу МК многие издания сообщили, что картина Рублева пробудет в ХХС две недели – с 4 по 18 июня 2023 г. ГТГ сопротивлялась, однако МК все же вынудило музей выдать «Троицу» в ХХС.
Прошел слух, что директора Третьяковской галереи Елену Проничеву вызывали в министерство и оказывали на нее давление. Проничева якобы пыталась уговорить кого-то в Минкульте отказаться от опасной для сохранности «Троицы» затеи РПЦ, но МК не вняло.
В результате 3 июня 2023 г. был подписан договор о передаче «Троицы» в ХХС сроком на две недели. Договор подписали директор ГТГ Елена Проничева и протоиерей Георгий Мартынов, куратор Патриаршего музея церковного искусства при ХХС. К договору было приложено подробное словесное описание реального состояния картины, а также фотофиксации лицевой и тыльной сторон, включая все проблемные участки.
РПЦ приняла «Троицу» на две недели на ответственное хранение. И 3 июня «Троица» уехала в ХХС, после чего на сайте МК (см. тут) появилось сообщение:
«Вечером 3 июня, накануне православного праздника Троицы, икона “Святая Троица” кисти Андрея Рублева была успешно перевезена из Государственной Третьяковской галереи в Храм Христа Спасителя. Икона будет находиться в Кафедральном соборе на праздничном богослужении 4 июня и в течение последующих двух недель, до 18 июня.
Икона установлена в капсулу, обеспечивающую режим влажности, в храме будут строго контролироваться условия, требуемые для сохранения памятника. Во время пребывания в Храме Христа Спасителя за древней иконой, являющейся частью Государственного музейного фонда, будут наблюдать сотрудники Третьяковской галереи».
Кстати, в ХХС «Троица» находилась не в климатической капсуле, а просто в витрине.
Приближалось 18 июня, срок окончания договора на выдачу «Троицы» в ХХС, в ГТГ готовились ее принять и поместить в депозитарий. И вдруг 15 июня 2023 г. в ГТГ по электронной почте получили письмо первого заместителя министра культуры Сергея Обрывалина с поручением переправить «Троицу» из ХХС не обратно в ГТГ, а почему-то во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э.Грабаря – для реставрации, деньги на которую предоставит МК.
Причем письмо это имело гриф ДСП – «для служебного пользования».
Это неожиданное решение вызвало в ГТГ сильное волнение и привело к созыву экстренного заседания расширенного реставрационного совета, которое и состоялось 16 июня 2023 г. Я присутствовал на этом заседании благодаря тому, что оно транслировалось в интернете, и написал о нем краткий отчет под заглавием «“Троица” Андрея Рублева. Бунт на коленях в Третьяковской галерее», опубликованный на сайте журнала «Город 812» в тот же день (см. тут).
Для дальнейшего развития событий существенно напомнить следующее.
Во-первых, главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова, которая была единственной из всех присутствовавших на заседании, кто видел послание Обрывалина, сообщила, что в нем содержится поручение (она использовала это слово) передать «Троицу в ВХНРЦ для реставрации сроком на один год, после чего картина будет передана в аренду РПЦ на 49 лет и помещена в Троице-Сергиеву лавру, т.е. практически бессрочно.
Во-вторых, на заседании было констатировано, что передать объект в ВХНРЦ в том темпе, который придумал Обрывалин, невозможно, поскольку:
а) для реставрации объекта по закону реставрационный совет ГТГ должен подготовить реставрационное задание, но подготовить его с 16 и до вечера 18 июня невозможно с учетом того, что 17 и 18 июня – выходные дни, суббота и воскресенье, но даже если работать и в эти два дня – все равно не успеть;
б) ВХНРЦ не имеет условий для содержания объекта, для того, чтобы выдержать температурно-влажностный режим, нет нужной аппаратуры;
в) «Троица» не нуждается в реставрации, ей необходимы покой в депозитарии ГТГ, мониторинг и укрепление (консервация) проблемных участков, что прямо следует из протокола заседания расширенного реставрационного совета ГТГ от 15.05.2023.
Невозвратом «Троицы» в ГТГ решается важнейшая задача: невозможность достоверно определить повреждения, которые картина могла получить вследствие транспортировки в ХХС и пребывания там. То есть выдуманная реставрация – это просто предлог, чтобы не возвращать объект в депозитарий ГТГ.
Лично я сразу усматриваю, в том, что делается с «Троицей», признаки ст. 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» со значительным ущербом. Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на срок до двух лет. Поэтому письмо из МК решили сделать служебной тайной, а в лучах прожекторов оставить руководство ГТГ.
Напомню, что патриарх Кирилл хотел отправить «Троицу» на один год в ХХС, а потом навсегда – в Троице-Сергиеву лавру. Перемещения объекта в ВХНРЦ позволит все это спокойно проделать.
Узнав о поручении Обрывалина, директор Третьяковки Проничева, находившаяся в Петербурге на ПМЭФ, экстренно вернулась в свой кабинет в музее. Судя по репликам Т.Городковой, которая вела заседание 16 июня, Проничева сидела в кабинете и слушала, что происходит в конференц-зале. И вечером этого же дня поехала в минкульт и, ссылаясь на невозможность оформить за 17 – 18 июня 2023 г. все нужные документы добилась того, что «Троица» будет висеть в ХХС еще месяц, до 19 июля 2023 г.
Это ни в коем случае не победа музея, Проничева просто отсрочила перемещение «Троицы» в ВХНРЦ на один месяц.
Безусловно, этот месяц сотрудники ГТГ могли бы использовать для громкого скандала, скажем, для обращения к Генеральному прокурору или к А.Быстрыкину, обвинив МК и лично С.Обрывалина в злоупотреблении должностными полномочиями. Однако, судя по поведению сотрудников ГТГ на заседании 16 июня, я с трудом могу представить, что они способны на обращение к Генпрокурору или к председателю Следственного комитета, в последнее время весьма ревностно защищающему объекты культурного наследия. Бунт на коленях в данном случае не подходит, надо с колен подняться и высказаться прямо о том, что творит МК.
Михаил Золотоносов