Ну, понятное дело, что страны НАТО все поставляют. У них там индустрия этих беспилотников развивается уже давно считает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. Долгое время американцы были в ней лидерами, у них на вооружении число беспилотников измерялось числом порядка десяти тысяч и выше.
Но это раньше американцы были пионерами беспилотостроения. А сейчас многие страны их делают. Это же вам не большую авиацию делать со всеми технологическими цепочками с мощными авиационными двигателями, бортовой и наземной аппаратурой, системой автоматического управления и т. д. и т. п. А БПЛА – это самолетик, сделанный из композита. На нем установлен двигатель, может быть электрический, а может внутреннего сгорания, который при включении работает на одном режиме и летит с постоянной скоростью. А дальше управление полетом осуществляется при помощи простых сервоприводов. Электроника – это некий блок питания и система управления – все!
«СП»: Плюс немного или много тротила для взрыва не месте?
- Это да. Но поймите, что, когда беспилотник запускают, там всегда приходится соблюсти баланс бортового оборудования и взрывчатки, а иначе не долетит.
«СП»: А чтобы не долетел гарантировано у нас есть «Панцирь –С», сбивший пять беспилотников в Подмосковье?
«СП»: Вообще-то «Тор-М2» хорошо с БПЛА справляется. «Панцирь-С1» тоже может это делать, но по большей части если беспилотник летит ровненько и не маневрирует. А если он начинает показывать фигуры высшего пилотажа, тогда в дело включается «Тор-М2». Если беспилотник весь композитный, ну прямо весь-при-весь, это тоже клиент данного средства ПВО.
«СП»: Крым у нас защищен, примерно, как Москва. Так было и в советские времена и теперь после возвращения полуострова в состав России, ситуация по мощности ПВО возвращается на круги своя?
- Первым вопросом, который начали решать при возвращении Крыма, стала его защищенность. Мы же понимали, что рано или поздно туда попрут средства воздушного нападения. Поэтому поставили эшелонированную систему ПВО. Там есть и С-400 «Триумф» и «Буки» и «Торы», и другие решения, такие как например мобильные средства ПВО. Конечно наши готовились, понимая, что это произойдет. А после начала МВО произошло еще и усиление системы ПВО Крыма.
Ведь в Крыму очень много гражданских объектов. А есть еще такое понятие как «курортный сезон» и желание нашего противника его всеми силами испортить. Есть экономика Крыма, которая зависит от воды, а последствия взрыва Каховской ГЭС, конечно же, скажутся на ней. Понятное дело, что противник готов штурмовать и уничтожать гражданскую инфраструктуру, ведь они утверждают, что «Крым - это не Россия». А их хозяева в США с этим согласны, говорят: «Пожалуйста! Делайте что хотите». Такова уж у нас реальная действительность, Крым – прифронтовая зона.
«СП»: Но, тем не менее, долетает до центра полуострова только примерно каждый десятый беспилотник?
- Если они летят на относительно низких высотах, то дальность действия радиосвязи с пилотом оператором небольшая, километров семьдесят-сто.