1,6K подписчиков

Верховный суд разъяснил как определить виновника ДТП, произошедшего при проезде перекрестка на желтый сигнал светофора

3K прочитали
Фото https://ru.freepik.

Фото https://ru.freepik.com/author/freepik

ДТП произошло в 2017 году: водитель автомобиля Skoda при осуществлении поворота налево на регулируемом перекрестке не уступил дорогу автомобилю Toyota, двигавшемуся прямо во встречном направлении на желтый сигнал светофора со скоростью 103 км/ч при разрешенной скорости 60 км/ч.

Постановлением по делу об административном правонарушении водитель автомобиля Skoda признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.13 КоАП РФ (неисполнение требований Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда). 

Затем постановление отменено судом первой инстанции в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а судом апелляционной инстанции производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Владелец автомобиля Toyota (УФСИН России по Краснодарскому краю) обратился в Октябрьский районный суд Краснодара с иском о возмещении ущерба в сумме 476 тыс.руб. к владельцу автомобиля Skoda. Решением суда в иске отказано. 

Основанием для отказа в иске послужил установленный судом факт превышения скорости водителем автомобиля истца. Суд также сослался на наличие у водителя автомобиля Toyota технической возможности предотвратить столкновение путем применения торможения.

Краснодарский краевой суд принял новое решение: взыскал с владельца автомобиля Skoda в пользу УФСИН России по Краснодарскому краю 83 тыс.руб. 

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что водитель автомобиля Skoda при повороте не уступил дорогу автомобилю Toyota. Степень вины в ДТП водителя автомобиля Skoda определена в размере 70%.

 Решение суда апелляционной инстанции оставлено в силе судом кассационной инстанции.

Верховный суд с доводами судов апелляционной и кассационной инстанций не согласился. Дело№18-КГ23-47-К4.

ВС РФ указал, что Правилами дорожного движения установлен однозначный запрет движения автомобилей на желтый сигнал светофора. Единственное исключение - если автомобиль не может остановиться не прибегая к экстренному торможению.

Судами установлено, что автомобиль, принадлежащий УФСИН России по Краснодарскому краю, выехал на перекресток на желтый сигнал светофора, скорость движения составляла 103 км/ч при разрешенных 60 км/ч. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций не исследовали наличие возможности у водителя автомобиля Toyota остановиться не прибегая к экстренному торможению в случае движения без превышения скорости.

ВС РФ напомнил, что водитель, выехавший на перекресток на запрещающий сигнал светофора не имеет преимущественного права движения и у других водителей отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Также ВС РФ сослался на выводы судебной автотехнической экспертизы, согласно которым водитель автомобиля Toyota имел возможность предотвратить ДТП при движении с допустимой скоростью.

Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Актуальные правовые новости регионов в наших телеграмм-каналах